ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Судя по указаниям, после сооружения западной трапезной на её крыше перед образом служили молебны. Поскольку сооружение трапезной и расположенного в ней придела, скорее всего, относится ко времени митрополита Стефана (Яворского), то обычай служения на крыше сложился не раньше 1711 г. Как полагают исследователи, до этого молебны служились перед почитаемым «фресковым» образом Гребневской иконы на земле перед западными дверями. Несмотря на активизацию почитания Гребневской иконы в начале XVIII в., оно, по мнению исследователей, имело преимущественно местный, московский характер. В сборнике «Солнце пресветлое» С.Ф. Моховиков приводит малоизвестную дату явления иконы – 21 августа (повторена в Клинцовском иконописном подлиннике XVIII в.) и следующий текст: «...И многа чюдеса творит и в нынешняя роды, потребляя иконоборную ересь, яко паучинныя сети зле растерзая», отмечая, что «назади честныя иконы подпись сия списана подлинно». Списков Гребневской иконы XVIII–XIX вв. известно крайне мало, например, икона середины – второй половины XVIII в. из церкви во имя священномученика Мирона при лейб-гвардии Егерском полку в Санкт-Петербурге (Русский музей); такая же икона, как полагают исследователи, выполненная в той же мастерской (находится в частном собрании), является мерным списком чудотворного образа (53,5×40,5 см); на её нижнем поле помещено клеймо с надписью: «Истинное изображение и мера чюдотворные иконы Пресвятыя Богородицы именуемыя Гребневския которая от многих лет в стране гребневских казаков чюдесы просияваше и в лето 6989 (1481 г., правильно – 1380 г.) благоверному и великому князю Димитрию Иоанновичю Московскому возвращающемуся с победою с брани царя Ордынского Мамая яко многоценный дар от вышереченных казаков поднесенныя иже и ныне приходящым с верою чюдеса изливает». С XVIII в. Гребневская икона иногда встречается в произведениях с изображениями свода чудотворных икон Божьей Матери – на гравюрах и на иконах: 1722 г. работы Ивана Дорофеева (частное собрание), конца XVIII в. из Благовещенской церкви в Череповце и середины XIX в. из частного собрания за рубежом; в двух последних случаях Гребневская икона показана в «зеркальном» варианте. Известна литография «Изображение чудотворныя иконы Гребневския Божией Матери», изданная в Москве в 1865 г. (Российская государственная библиотека), на которой икона представлена в сплошном окладе с шитым убрусом и камнями. Как и другие русские чудотворные иконы Божьей Матери, Гребневская икона была представлена в росписи храма Христа Спасителя. К концу XVIII – началу XIX вв. относится строительство первых храмов в честь Гребневской иконы, в основном, в подмосковных усадьбах. Это, прежде всего, церковь 1786–1791 гг. в усадьбе Гребнево Богородского уезда, возведённая на средства генерала Гавриила Ильича Бибикова по проекту Ивана Ветрова (выбор посвящения, очевидно, был обусловлен названием села, известным с XVI в.), и церковь 1802 г. в селе Одинцове Звенигородского уезда (ныне город Одинцово), построенная на средства графини Елизаветы Васильевны Зубовой. К 1902 г. относится деревянный храм в честь Гребневской иконы в посёлке Клязьма. Очевидно, во всех этих церквах находились чтимые списки чудотворного образа (в храме села Гребнева Щёлковского района Московской области сохранился список XVIII в.).

 



 
PR-CY.ru