ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

К тому же времени относится группа Богородичных икон, которые, как полагают исследователи, являлись списками Гребневской иконы «в меру и подобие». Они нередко имели драгоценные оклады и вкладывались в крупнейшие среднерусские монастыри – Троице-Сергиев, Новодевичий в Москве и Покровский в Суздале. При этом в описях храмов и монастырей XVI–XVII вв. название «Гребневская» не встречается. Чудеса от Гребневской иконы были впервые зафиксированы в начале XVII в. По наблюдениям А.А. Романовой, описания чудес XVII–XVIII вв., зафиксированные в сказании, делятся на две группы. В одну входят шесть чудес, включая события 1612, 1617 и 1654 гг.: первое – помощь Гребневской иконы москвичам, которые в октябре 1612 г. отразили нападение поляков на Сретенке; второе – спасение образа при пожаре 1617 г., когда икону не успели вынести из храма, но вскоре увидели её стоящей на воздухе, а затем в церкви в своём киоте; третье, относящееся к 1654 г., – «попаление огнём татей», пытавшихся похитить церковную утварь и ризу иконы. В публикации сказания этот раздел заканчивается фразой «написана марта 7174 (1666)», что, как отметила А.А. Романова, позволяет датировать сказание и первую группу чудес; судя по тексту копенгагенской рукописи, дата «7174» относится к надписи на доске, находившейся в Гребневской церкви и послужившей основой для сказания. Во второй группе чудес сообщается о перестройке храма, поновлении и украшении иконы царевной Наталией Алексеевной в 1711 г. в её дворце в селе Преображенском и чудесах этого времени (преимущественно исцелениях), засвидетельствованных Рязанским митрополитом и местоблюстителем Патриаршего престола Стефаном (Яворским) в 1712 г. Описания чудес XVII в. указывают на дальнейшее развитие почитания иконы и в том числе на наличие у неё драгоценной ризы. В середине XVII в. для Гребневской церкви была создана резная пятишатровая надпрестольная сень (ныне в Музее-заповеднике «Коломенское»), а в 1657 г. Матрона Ивановна Строганова и её сын Фёдор Петрович «по обещанию своему» приложили к иконе шитую пелену с изображением Гребневской иконы и четырёх Московских святителей и вышитыми на кайме тропарём и кондаком Богоматери из Канона молебного к Пресвятой Богородице («К Богородице прилежно ныне притецем…» и «Не имамы иныя помощи…»). Эта пелена – древнейший пример повторения «Богоматери Гребневской» с идентифицирующей надписью, которая включена во вкладной текст на подкладке, – возможно, была создана в связи с чудом от иконы 1654 г. или в связи с прекращением моровой язвы 1654–1657 гг. По мнению исследователей, к середине XVII в. относится появление фрескового списка Гребневской иконы в киоте на западном фасаде Гребневского храма. Он упомянут в сказании при описании чуда исцеления Ирины Прокопиевой, жены Кирилла Пахомова, оконничника, которое, как полагают исследователи, относится к середине XVII в. Страдающая глухотой и будучи из-за этого немой, она «жилище имела на устретение в новои улице и часто мимо ходящи церковь и молящеся Пресвятеи Богородице иже над западными дверми на стенном писме написана». В описании Ивана Михайловича Снегирёва икона ошибочно названа Смоленской Одигитрией, – на фотографии храма, сделанной перед разборкой трапезной, ясно видно, что по иконографии это Гребневская икона.

 



 
PR-CY.ru