ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – чудотворный образ (празднование 28 июля, 21 августа), находившийся в Москве в церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы на Бору, известной как храм в честь Гребневской иконы Божьей Матери на Лубянке (угол Лубянской пл. и Мясницкой ул.). Гребневская икона изложена в сказании «Повествование о образе чудотворном Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Гребневская, и како и откуду обретеся зде, в царствующем граде Москве, в лето 6889-е, списано вкратце с древняго летописца» второй половины XVII – начала XVIII в. В настоящее время известно три списка «Повествования...», существует также краткая его редакция (1715 г.) для полемического сборника Симеона Фёдорова Моховикова «Солнце пресветлое». Содержание текста, опубликованного в 1834 г. по материалам, предоставленным Михаилом Петровичем Погодиным, передано в разнообразных изданиях, посвящённых иконам Божьей Матери. Согласно сказанию, в 1380 г. Гребневская икона, к тому времени уже прославленная чудесами, была поднесена возвращавшемуся с Куликова поля великому князю Дмитрию Донскому в городке Гребни, стоявшем у устья реки Чир – притока Дона; тогда же в Сиротинском городке князю была подарена Донская икона Божьей Матери. Сначала Гребневская икона находилась в московском Успенском соборе. Великий князь Иван III в связи с походом на Новгород в 1471 г. построил обетную деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы на Бору и поставил туда чудотворную икону, а после чудесного рождения сына Василия, «дарованного Богородицей», Иван III, «наипаче велию веру нача держати ко пресвятей Богородице на Бору», украсил Гребневскую икону драгоценной утварью и поместил её в раму с клеймами Акафиста. Рассказ о поднесении образа великому князю Дмитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, которая, согласно сказанию конца XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Гребневской иконе аналогично позднейшему сообщению о перенесении в 1395 г. в Москву Боголюбской иконы Божьей Матери, «повторявшему» соответствующий эпизод истории Владимирской иконы Божьей Матери). Возможно, сказание о Гребневской иконе по неизвестным ныне причинам повторяет сказание о Донской иконе, в котором получило развитие более раннее предание о связи этого образа с Куликовской битвой. Первоначальный смысл именования иконы «Гребневская», которое, как и название Донской иконы, было зафиксировано ещё во второй половине XVI в., исследователям неизвестен; по аналогии с названием «Донская» к концу XVII в. оно могло быть истолковано как указание на связь иконы с гребенскими казаками и событиями времени великого князя Дмитрия Донского. Из сказания исследователям известно о принадлежности иконы московскому великокняжескому дому и её связи с походом на Новгород в 1471 г., поэтому они не могут исключить её московского или новгородского происхождения. В пользу последней версии свидетельствуют иконографическое сходство чудотворного образа с некоторыми новгородскими иконами Божьей Матери, в том числе с вывезенной в Москву при Иване IV Гефсиманской (Иерусалимской) иконой Божьей Матери, а также встречающиеся в литературе сведения об основании церкви Успения на Бору новгородцами и предположение о новгородском происхождении топонима «Лубянка».

 



 
PR-CY.ru