Словарь по христианству Г ГЕРА

ГЕРА

ГЕРА – в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Её имя, как полагают исследователи, означает «охранительница», «госпожа». Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Гера была проглочена им, а затем благодаря хитрости Метиды и Зевса изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Геру у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Гера. Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна её ненависть к Гераклу – сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса. Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Гера рождает без супруга Гефеста. Однако эта её матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т.к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Гера сбрасывает его с Олимпа, откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Гере, которую он хитроумно приковал к трону. Древняя связь Геры с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по другой версии, Тифон – порождение Геи и Тартара) с 50 головами, которое было уничтожено молниями Зевса. К древним функциям Геры относится её помощь женщинам во время родов. Она – мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т.е. рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому великие подвиги, и даже Гера, в конце концов, должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь Гебу. Архаичность Геры сказывается также в том, что её сыном считается Арес – один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Геры на острове Самоc. На зооморфное прошлое Геры указывают её эпитет у Гомера и Нонна Панополитанского «волоокая», приносимые ей в жертву коровы, почитание Геры в Аргосе в виде коровы. Однако Гера прочно вошла в систему героической мифологии, и притом искони греческой, поэтому она – покровительница героев и городов. Гера помогает аргонавтам, прежде всего, Ясону; в Троянской войне она – ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трёх богинь (Геры, Афродиты, Афины). Она идёт даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Геры и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Геры и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Геры был распространён на материке (особенно в Микенах, Аргосе – храм Герайон, Олимпии) и на островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и её древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

 
PR-CY.ru