ГЕРАКЛ - Страница 4

Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти супругу. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Геракл выстрелил из лука в выходившего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т.к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла. Впоследствии, приревновав Геракла к Иоле, Деянира пропитала кровью Несса хитон Геракла, полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной жёлчью лернейской гидры стрелы Геракла, превратилась в яд. Хитон сразу прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Геракл отправился на гору Эта, разложил костёр, взошёл на него и попросил спутников зажечь огонь. Когда огонь разгорелся, и пламя охватило Геракла, с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Гераклом, и он вступил в брак с её дочерью Гебой. Культ Геракла был широко распространён во всём греческом мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других – по ритуалу, обычному для героев. По сообщению некоторых античных авторов, культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Геракл почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и защитник от всяких бед; иногда его почитали вместе с Гермесом – покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества других народов с Гераклом (например, финикийского Мелькарта). С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес. Имя Геракл, скорее всего, означает «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Геракла и враждебным отношением Геры к нему. Геракл очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально, с какой-то определённой местностью или греческим племенем, стёрлись. Уже в древнейшем, доступном нам слое традиции выступают отчётливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения Геракла), с другой – с Микенами, Тиринфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и проч.). Однако все попытки связать возникновение мифов о Геракле с одним определённым местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Геракла как специфически дорийского героя оказываются неубедительными. Подвиги Геракла довольно чётко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, роднящее Геракла с культурным героем; военные подвиги эпического героя; богоборчество.



 
PR-CY.ru