ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК

ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК, Хиландарский Паремийник – среднеболгарская пергаменная рукопись конца XII – начала XIII в., древнейший южнославянский список Паремийника. Получил название по имени владельца, который нашёл его в конце 1844 г. на чердаке трапезной (сюгестницы) Хиландарского монастыря на Афоне. Рукопись Паремийника Григоровича сохранилась не в полном объёме: утрачен конец, значительны утраты в середине рукописи. Кодекс в существующем виде содержит 104 листа, включает паремийные чтения на Рождество Христово и Богоявление, на праздники Постной Триоди (начиная с чтений в среду и пятницу Сыропустной седмицы) и Цветной Триоди, на отдельные праздники и памяти святых из месяцеслова (расположены в необычном порядке – сначала чтения на конец сентябрьского года, затем с 1 сентября) и на особый случай – «о ведре и нахождении войска». Текст обрывается на чтении Иер. 2:6. Между чтениями местами помещены уставные указания, тропари пророчеств, прокимны, стихи и т.п. Славянский текст Паремийника Григоровича на всех листах написан поверх смытого греческого унциального письма, нижний слой палимпсеста представляет Евангелие апракос краткое IX в. При создании славянской рукописи последовательность тетрадей и листов первоначальной греческой была нарушена (возможно, сознательно). Письмо Паремийника Григоровича (некрасивый устав одного почерка) характеризуется (как и в ряде других южнославянских рукописей того времени) сочетанием архаизмов («а» с петлёй, не доходящей до линии строки, «юс малый» треугольный и др.) и новаций (высокие начертания «т» и «ять», асимметричное «ч»). Орфография одноеровая, писец употребляет только «ъ». Относительно происхождения Паремийника Григоровича в историко-филологической литературе преобладает мнение, что рукопись написана в западно-болгарских пределах (Македонии), хотя ряд исследований относил её к Восточной Болгарии. Рукопись украшена 13 заставками (семь – с тератологическими мотивами) и 148 инициалами (часть сохранились фрагментарно), выполненными чернилами и киноварью с подкраской охрой. Вся орнаментика (неумелая по исполнению) представляет ранний образец болгарской орнаментальной манеры со значительным количеством элементов тератологии («народной тератологии», по терминологии Вячеслав Николаевича Щепкина), развивавшейся на основе (старо)византийского плетёного орнамента. На полях кодекса есть много разновременных приписок. Наиболее интересным в историческом отношении исследователи признают лист 101 с упоминанием Иоанна Асеня II (?) и цесаря Калояна (?); написание сильно затёрта и читается фрагментарно. На листе 28 в конце XIII (?) в. была приписана глосса (древнейшая из известных) с разъяснением числового значения букв кириллицы, доведённая до 900.

 
PR-CY.ru