ГЕЛАТСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

ГЕЛАТСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ – иллюминированная рукопись, один из важнейших памятников древнегрузинской письменности. Хранилось в монастыре Гелати (об этом свидетельствует запись 1886 г. в рукописи Гелатского архиепископа Серапиона), где оно было описано Никодимом Павловичем Кондаковым и Дмитрием Захарьевичем Бакрадзе. В рукописи отсутствуют колофоны заказчика и переписчика; предполагается, что некоторые сведения о ней мог содержать последний лист, вырезанный при повторном переплетении. В 1921 г. вместе с другими святынями Грузии Гелатское Четвероевангелие было вывезено правительством Грузии во Францию; возвращено в 1945 г., хранится в Институте рукописей Академии Наук имени Корнелия Самсоновича Кекелидзе. Рукопись имеет 293 листа (26х18,8 см), выполнена строчным письмом нусхури во всю ширину листа. Текст Гелатского Четвероевангелия принадлежит редакции грузинского просветителя XI в. Георгия Святогорца (Мтацминдели), о чём он сообщает в колофоне (здесь же содержится его обращение к переписчикам о точном следовании тексту). На отдельном листе помещено песнопение с акростихом Георгия Святогорца. Состав Гелатского Четвероевангелия: Евангелия от апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна; 16 таблиц канонов; «Послание Авгаря». Гелатское Четвероевангелие помещено в чеканный оклад XVI в., с лицевой стороны которого изображено «Распятие», с оборотной – «Сошествие во ад». Рукопись украшена орнаментальным декором и 254 миниатюрами. Открывается миниатюрой с композицией «Деисус». Перед каждым евангельским текстом на оборотной стороне во весь лист помещены изображения евангелистов. Миниатюры внутри Евангелий размещены в соответствии с содержанием. Каждое из Евангелий имеет самостоятельный иллюстрированный цикл из жизни Христа (в Евангелии от Матфея – 67 миниатюр, от Марка – 63, от Луки – 71, от Иоанна – 43). Иконографические особенности и принцип распределения миниатюр в каждом Евангелии аналогичны греческой рукописи XI в. «Послание Авгаря» проиллюстрировано десятью миниатюрами (Авгарь передаёт письмо Анании; Христос получает письмо от Авгаря; Христос передаёт письмо гонцу; изображение десницы Божьей; гонец передаёт письмо Авгарю; Авгарь посылает художника для изображения Христа; сцена перед крепостью; посланник перед Христом; Христос умывает руки; Христос передаёт посланнику полотно; чудо Нерукотворного образа Спасителя; исцеление больного; Авгарь получает Нерукотворный образ). Каноны, заставки, инициалы отличаются высоким мастерством исполнения. Орнаментальный декор выполнен плотными густыми красками, в технике, напоминающей перегородчатую эмаль. В колорите выделяются зелёный, ультрамарин. Золотой фон имеет высокую сохранность. Анализ художественного украшения Гелатского Четвероевангелия (подбор композиций, предваряющих тексты, определённое число канонов, иллюстрированное «Послание Авгаря», применение исключительно растительных мотивов в орнаментике, украшение Послания Евсевия Кесарийского Карпиану) даёт исследователям возможность выявить в его создании традиции скриптория Калипосского Богородицкого монастыря на Чёрной горе (близ монастыря св. Симеона Столпника в исторической Сирии, современная Турция) и на основании стилистических особенностей датировать рукопись первой половиной XII в.

 
PR-CY.ru