ГАДАНИЕ - Страница 8

Тех, кто обращаются к цыганкам, Номоканон предписывает отлучать на пять лет (правило 16), а гадающих на бобах или ячмене – на шесть лет (правило 17). Правило 20 Номоканона строго осуждает тех, кто гадают по книгам Священного Писания, особенно по Псалтири и Евангелию: миряне отлучаются на шесть лет, а клирики извергаются. Правило 40 Никифора Исповедника объявляет нечистыми гадательные книги «Вронтология» (Громник), «Селинодромия» (Лунник) и «Каландология» (гадание по календам). Гадание по книгам Священного Писания восходит к древнему типу гадания – библиомантии, которая была известна как в еврейской традиции (ср.: 1 Макк. 3:48; 8:23), так и в греко-римском мире (по сочинениям Гомера или Вергилия). В основе лежит вера в то, что Священное Писание как откровение Божественной Премудрости содержит всю сумму знаний о прошлом, настоящем и будущем. Гадание совершается путём случайного выбора текста (раскрытие книги наугад), чтения и истолкования одного или нескольких стихов применительно к конкретным обстоятельствам. В христианской традиции встречается множество примеров, когда случайно прочитанный стих Священного Писания становился пророческим или открывал волю Божью о конкретном человеке или ситуации. Например, Антония Великого к уходу от мира побудили услышанные им на службе в храме стихи Мф. 19:21. Обращение Августина Блаженного произошло, когда он по велению неведомого гласа («Tolle, lege» – «Возьми, читай!») открыл Послание к Римлянам на случайном стихе (Рим. 13:13–14). Предсказание по Псалтири (Пс. 8:3) было сделано при хиротонии Мартина во епископа Турского. В Кодексе  Безы (V в.) поздней рукой внизу страниц с первыми десятью главами Евангелия от Марка записаны 69 предсказаний. В современной практике РПЦ принято запоминать, на каком месте было открыто Евангелие при хиротонии во епископа. В самых ранних свидетельствах о жизни славян упоминается существование у них практики гадания. Тема знамений и возможности предсказания будущего неоднократно затрагивается в русских летописях (см. «Повествование о волхвах», о смерти Вещего Олега в «Повести временных лет…» и проч.). Однако о приёмах гадания в домонгольскую эпоху данных немного. Известно, что в княжеской среде встречалось гадание по книгам Священного Писания (например, в Ипатьевской летописи под 1276 г. говорится, что Владимир Волынский гадал по пророческим книгам и построил город; гадали Владимир Мономах, Василий Теребовльский и др.). Дмитрий Донской гадал по земле на исход Куликовской битвы.

 



 
PR-CY.ru