ГАДАНИЕ - Страница 5

В поэмах Гомера представлена разнообразная практика гадания: по птицам, по сжигаемому фимиаму, некромантия, по знамениям и проч. У Аристофана в «Ахарнянах» повествуется о том, как Ламах, натерев щит маслом, увидел в нём грядущие события. Александрийские учёные, составившие схолии к этому месту, видели в данном описании гадания по зеркалу (катоптромантия). Широко была распространена вера в приметы, которые считались проявлением милости богов по отношению к людям. Множество таких примет с иронией перечисляет Теофраст в «Характерах». В Риме решения государственной важности не принимались без гадания, которое было тесно связано с жертвоприношениями. С древнейших времён существовало несколько коллегий, ведавших различными видами гадания. Коллегия авгуров гадала по полёту диких птиц (справа или слева летят, поодиночке, парами или клином, на какой высоте, кричат или летят тихо и т.п.). Авгуры не только пользовались большим авторитетом, но и имели реальную власть. Согласно законам, принятым, по преданию, ещё царём Нумой Помпилием, они могли распустить народное собрание, объявить неугодными богам выборы магистратов, отменить принятые законы, наложить штрафные санкции в виде очистительных жертвоприношений на лиц, вызвавших недовольство божества, и т.п.; тем, кто дерзали ослушаться их постановлений, полагалась смертная казнь. До 103 г. до н.э. авгуры избирались пожизненно посредством кооптации независимо от воли сената и народа, позже – в народном собрании. Количество членов коллегии постепенно возросло с трёх (при Ромуле) до пятнадцати (при Сулле). Авгуры носили кривой жезл (lituus) с концом, закрученным по спирали, и царский плащ (trabea). Они совершали ритуал инаугурации царей и других жрецов, участвовали в межевании полей, вели астрономические наблюдения и т.п. Исследователи отмечают связь их учения с пифагорейским (известно, что сам Пифагор гадал по птицам). Перед гаданием авгуры должны были проходить очищение и воздерживаться от некоторых родов пищи. В подчинении авгуров находились коллегии гаруспиков (гадателей по внутренностям животных) и пуллариев (по кормлению кур – охотно или нет те клюют зерно), а также Сивиллины жрецы (интерпретаторы книг Сивилл). Гаруспики, гадавшие по овечьей печени (в Пьяченце найден слепок печени из бронзы, датируемый 100 г. до н.э.; он разделён на сорок сегментов с этрусскими буквами и знаками, означающими различных богов, что подтверждает этрусское происхождение этой практики), также пользовались авторитетом в Риме вплоть до нашествия Алариха. Должность гаруспика передавалась по наследству. Всего коллегия включала 60 человек. Отчёт о результатах гадания они были обязаны официально представлять в сенат. Уже в эпоху Римской империи император Клавдий выступил в сенате с инициативой об охране учения гаруспиков. Предсказания коллегий использовались в политической борьбе. Многие правители и знатные семьи имели личных гаруспиков. Кроме того, в Риме практиковалось гадание по молниям (фульгурация), по пламени жертвенного огня, по поведению жертвенных животных и по истечению их крови, некромантия, метание жребия и др.

 



 
PR-CY.ru