ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ

ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ (ум. не позднее первой четверти XVII в.) – иерей, его дочь и миряне, праведные, Китовские, Шуйские (память во вторую неделю по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня – в Соборе Ивановских святых, 23 июня – в Соборе Владимирских святых). Китовские святые («иже в селе Китове Шуйские чудотворцы») упоминаются в агиографических сборниках начиная с конца XVII в.: в Филимоновском иконописном подлиннике, в котором их память обозначена под 30 сентября, в «Описании о Российских святых», в некоторых святцах (в частности, в святцах XVIII в.). Мощи святых, известные с 1650 гг., покоились в Благовещенской церкви в селе Китове (ныне в 3 км к северу от города Шуя Ивановской области). В XVI – первой половине XVIII вв. Китово входило в Опольский стан Суздальского уезда. По свидетельству писцовой книги Суздальского уезда 1627–1630 гг., «жребий» (часть) села с Благовещенским храмом в 1610 г. стал вотчиной С. Отяева, после его смерти перешёл к его сыну Афанасию. Церковь была «древяна клетцки... образа, и книги, и ризы, и колокола, и всякое строение мирское» (в описании не упоминаются гробницы святых). 17 мая 1659 г. Благовещенская церковь, в которой уже имелись гробницы Китовских чудотворцев, сгорела, надгробия святых были повреждены. В том же году Суздальский архиепископ Стефан благословил построить новую церковь на месте сгоревшей и установить гробницы там, где почивают «чудотворцовы мощи». Было неясно, находились ли мощи «на вскрытии» в деревянных гробницах, сгоревших вместе с храмом, или под спудом. Этот вопрос должен был расследовать в том же году по благословению архиепископа Стефана архимандрит шартомского монастыря во имя Николая Чудотворца Павел, но документы о результатах его работы не сохранились. В XVII–XIX вв. Благовещенский храм неоднократно перестраивался. В феврале 1826 г. начался сбор средств на строительство каменной церкви вместо ветхой деревянной. Новая Благовещенская церковь с приделами во имя Сергия Радонежского и Николая Чудотворца была освящена в 1839 г., закрыта по постановлению Ивановского облисполкома 26 июля 1931 г., тогда же передана китовской ферме пригородного хозяйства, впоследствии храм был разрушен. Почитание Китовских святых как «маловедомых», о которых нет письменных сказаний, и мощи которых не освидетельствованы, как полагают исследователи, было прекращено в первой половине XVIII в. Тогда же по решению епархиальных властей мощи Григория были тайно перезахоронены, предположительно в Китове или в соседнем селе Дроздове, в настоящее время их местонахождение неизвестно. Однако исследователи думают, что память о Китовских чудотворцах сохранялась в XIX в. Священник Николай Михайлович Миловский в своём исследовании опубликовал рисунок С. Морозкина с иконы второй половины XIX в., на котором изображены на фоне Шуи местночтимые святые – Григорий и преподобный Иоаким Шартомский, осенённые чудотворной Шуйской Смоленской иконой Божьей Матери. Общецерковное почитание Китовских святых было установлено в 1980 гг. при подготовке издания богослужебных Миней. Тогда имена Китовских святых были внесены в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (празднование Собору возобновлено 26 августа 1918 г.). Имена Китовских чудотворцев включены также в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982 г.), имя Григория вошло в Собор Ивановских святых (празднование установлено 7 декабря 2000 г.). В середине 1990 гг. введено поминание Григория на великом отпусте в ряде храмов Шуи и Шуйского района (подворья Николо-Шартомского монастыря).

 
PR-CY.ru