ГЕОРГИЙ из САГЛЫ

ГЕОРГИЙ из САГЛЫ, или Георгий из Гасчи (XIV–XV вв.) – эфиопский святой (память в Эфиопской церкви 7 хамле, т.е. 1 июля), церковный деятель, автор многочисленных работ. Среди учёных нет единого мнения о том, идентичен ли Георгий из Саглы Георгию из Гасчи. Одни считают, что это одно и то же лицо (Таддесе Тамрат, Гетачеу Хайле, Колен), другие полагают, что это тёзки, жившие в разное время (Я. Бейене). Георгий из Саглы родился в местности Сагла, как полагают исследователи, в начале правления эфиопского царя Давида II (1380–1412 гг.). Согласно Житию Георгия из Саглы, составленному в XV в., вскоре после смерти святого, его отец, который был священником царской походной церкви, отправил сына учиться в школу в островном монастыре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос. Настоятель этого монастыря Сарака Берхан (ум. в 1403 г.) был убеждённым противником идеи почитания субботы наряду с днём воскресным, которая широко обсуждалась тогда в эфиопских церковных кругах. Георгий из Саглы оказался сторонником этой идеи и впоследствии, заняв место своего отца, стал активно её пропагандировать. Он получил при дворе должность воспитателя царских сыновей, и, как полагают исследователи, именно он учил будущего эфиопского царя Зара Якоба и внушил ему идею субботствования. Богословская учёность, литературные труды и поэтический талант снискали Георгию из Саглы благоволение эфиопских царей Давида II и Исаака (1413–1430 гг.), а его субботствование – стойкую неприязнь митрополита Варфоломея (1399–1436 гг.) и насельников монастыря Дэбрэ-Либанос. Царь Давид назначил Георгия из Саглы «рукоположенным», т.е. протоиереем монастыря Дэбрэ-Дамо и благочинным этой округи; случалось, что Георгий из Саглы был при дворе в опале. В конце концов, он удалился в Гасчу, в монастырь, основанный св. Бацалотой Микаэлем, был избран его настоятелем и скончался там в 1417 г. Литературное наследие Георгия из Саглы велико; ему приписывают десять произведений: «Органон восхваления», «Восхваление Креста», «Восхваление Девы», «Восхваление апостолов», в области литургики – новый эфиопский часослов («Книга славословия дневного и ночного»), который почти полностью вытеснил из употребления прежний, а также «Молитву преломления». Георгий из Саглы написал также книгу «Толкование веры». В 1424 г. создал «Книгу Таинства» – большое сочинение, называемое эфиопской Summa Theologicae по тому значению, которое оно оказало на развитие богословской мысли в Эфиопии.

 
PR-CY.ru