ГИМНАРИЙ - Страница 2

Новый тип книги включает в себя дополнительные гимны для вечерни и ночной службы в разные дни недели, праздники и дни памяти святых в течение года. Первоначальный репертуар Нового Гимнария насчитывал 41 песнопение, к концу IX в. он увеличился до 62, в X в. он составлял около 100, в XI в. – от 200 до 300 гимнов. Расширение репертуара происходило, главным образом, путём составления особых гимнов для отдельных дней недели и для малых часов, для летнего и зимнего периодов, для дней памяти святых (особенно в многочисленных новых службах). По мнению исследователей, выявление нового репертуара затрудняется, во-первых, тем обстоятельством, что и старые, и новые тексты могли быть распеты как на традиционные, так и на вновь составленные мелодии, а во-вторых, явлением divisio – делением пространных гимнов на группы строф в качестве отдельных песнопений, например, для различных служб в рамках одного литургического дня. Структура Гимнариев, как правило, следующая: 1) гимны праздников рождественского и пасхального периодов (Proprium de tempore); 2) гимны на дни памяти святых (Proprium de sanctis); 3) гимны, повторяемые в службах разным святым (Commune sanctorum). Иногда встречаются и другие способы организации певческого материала: например, в Гимнарии, написанном Пьером Абеляром (ум. в 1142 г.), гимны сгруппированы по метрическому признаку. Поочерёдное использование в строфах красных и голубых (синих) инициалов служит свидетельством практики попеременного пения двумя хорами (alternatim). Многие рукописи Гимнариев (с IX в.) содержат глоссы различного характера (филологические, дидактические (для обучения грамоте или стихосложению), аллегорические, мистические толкования и т.п.). Дальнейшее расширение Гимнариев происходило в основанных в XII–XIII вв. орденских общинах, которые ориентировались, главным образом, на стандартный репертуар и отчасти на местные традиции: доминиканцы – на французские, францисканцы – на итальянские, цистерцианцы – на миланские. Репертуар Нового Гимнария послужил одним из источников для распространившегося в XII–XIII вв. римского Бревиария, а сам Гимнарий как отдельная книга постепенно стал выходить из употребления (хотя исследователям известно много рукописей XIV–XVI вв.). Очень часто Гимнарий в качестве особого раздела помещается в конце Антифонария. Среди древних источников, хранящихся в российских собраниях, исследователи также упоминают францисканскую Псалтирь-Гимнарий из Исторического музея (1459–1482 гг.), являющуюся дополнением к Антифонарию из Исторического музея. Возвращение Гимнариев в богослужебную практику связано с литургическими реформами, которые последовали за вторым Ватиканским собором. Современный Гимнарий включает около 350 гимнов, инвитатории и 46 пространных респонсориев служб суточного круга и мессы.



 
PR-CY.ru