ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 4

Мелодия песнопения, если и не является строго галликанской, то почти несомненно восходит к галликанскому образцу. За Трисвятым исполнялась пророческая песнь (prophetia) на текст песни Захарии (Лк. 1:68–79). Вступительную часть литургии завершало «Kyrie eleison», в отличие от григорианской традиции не пелось, но произносилось нараспев. Ветхозаветное чтение завершалось песнью вавилонских отроков (Дан. 3:51 и далее), после апостольского послания хор отроков пел респонсорий. Вынос Евангелия сопровождался соответствующим антифоном (antiphona ante evangelium); этот жанр пережил галликанское пение и известен по нескольким южноевропейским средневековым версиям римской мессы. Чтение Евангелия завершалось пением Sanctus post evangelium. Следовала литания, в галликанском обиходе называвшаяся «молениями» (preces). Это – один из наиболее характерных жанров галликанского пения, долго сохранявшийся и в средневековом григорианском репертуаре. Моления состояли из кратких, построенных на одной и той же мелодической формуле возгласов дьякона и однотипного рефрена («Kyrie eleison, Domine miserere» – «Господи, помилуй»; иногда более пространные тексты). Перенесение даров сопровождалось пением sonus, типологически соответствующего римскому офферторию. В евхаристической молитве певчески исполнялись Sanctus и Benedictus. Во время преломления евхаристического Хлеба пелась конфракция (confractio); в григорианских рукописях из Альби и его окрестностей сохранились два образца этого жанра – конфракции на Рождество «Emitte spiritum» («Приимите Духа») и на Пасху «Venite populi» («Приидите народы»). «Pater noster» («Отче наш») – единственное песнопение галликанского репертуара, которое пелось всей общиной. Характернейшей особенностью мессы было исполнение перед причащением (или, возможно, во время причащения священнослужителей) довольно пространного славословия служащему епископу – «Princeps ecclesiae» («Князь церкви»; в рукописях определяется как versus (стих), хотя, по сути, является литанией). Причащение верных сопровождалось пением треканума (trecanum – пропетое трижды), форма которого не имеет аналогов в других традициях и реконструируется как a-b-V-D-b-a-b, где a – первая часть антифона, b – его вторая, рефренная, часть, V(ersus) – стих псалма, D(oxologia) – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

 



 
PR-CY.ru