ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 3

Существует гипотеза о византийском происхождении, по крайней мере, некоторых из этих песнопений. Вместе с тем исследователи не исключают, что тексты, которые могут быть определены как галликанские, были впоследствии снабжены новыми, григорианскими мелодиями или существенно изменены в григорианском стиле. Определение принадлежности того или иного распева к галликанскому пению требует сложных аналитических исследований и часто остаётся гипотетическим. Лишь сочетание историко-литургического, филологического и музыковедческого методов позволяет исследователям установить связь распева с галликанской традицией. Записи мелодий, которые по литургическим и филологическим признакам определяются как галликанские, могут иметь и особые палеографические признаки: так, исследователи заметили, что невма pes stratus используется только в песнопениях галликанского происхождения. Принято считать, что в отличие от основанного на принципах октоиха григорианского мелоса галликанское пение использует лишь три архаических модуса, опирающихся на тоны c, d и e. Обширен амбитус песнопений, часто превосходящий объём григорианских распевов. Стандартные мелодические формулы в целом менее характерны. Для мелодического стиля многих распевов характерно обилие скачков на терцию, кварту или квинту: эта черта галликанского пения объединяет его с григорианским, но отличает от других древних западных традиций (амвросианского, староримского или беневентанского пения) с их ориентацией на поступенное движение напева. По ряду гипотез, галликанское пение было преимущественно сольным; хоровое исполнение было характерно лишь для немногих певческих жанров. Входное песнопение галликанской мессы – прелегендум (praelegendum, antiphona ad praelegendum) – состояло из антифона и псалмодического стиха, что не характерно для входных песнопений других древних литургий (например, для амвросианского обряда), но сближает этот жанр с интроитом римской литургии. Один из немногих образцов прелегендума сохранился как интроит григорианской литургии о путешествующих, по версии Градуала из окрестностей Альби (начало XI в.). Характерной особенностью галликанского пения являлось следовавшее за прелегендумом речитативное дьяконское возглашение «Silentium facite» («Храните молчание»), завершавшееся благословением служащего епископа или священника и молитвой дня – коллектой. По-гречески и на латыни пелось Трисвятое, или Аius (от греч. – cвятой). В позднейших григорианских рукописях Аius было снабжено рубрикой «Graecum ad crucem adorandam» (греческое (песнопение) на поклонение Кресту) и перенесено на Страстную пятницу, сохранив роль великопостного песнопения во всех последующих версиях римской литургии.

 



 
PR-CY.ru