ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 3

В задачу комиссии входили изменение использовавшегося в общинах Л.Ш. Винарта чина литургии в соответствии с православным вероучением и перевод на французский язык необходимых богослужебных текстов. 21 августа 1939 г. в письме к В.Н. Лосскому митрополит Сергий (Страгородский) благословил развивать православную миссию во Франции посредством создания западно-православных приходов, общее руководство над которыми поручалось братству святителя Фотия, и продолжать дальнейшие исследования по галликанскому обряду: «На западный обряд, принятый у нас, должно смотреть лишь как на первый опыт, притом сделанный в довольно срочном порядке и потому отнюдь не исключающий дальнейших опытов и поправок». Митрополит Сергий также рекомендовал изучить возможность православного использования других западных литургических обрядов, в том числе римского Миссала. 27 августа 1939 г. в Париже открылся второй православный приход западного обряда – во имя Иринея Лионского, настоятелем которого был назначен иерей Евграф Ковалевский. Вторая мировая война и немецкая оккупация Франции остановили все дела братства и западно-православной миссии. Лишь в 1942 г. приход священномученика Иринея получил здание, где была сооружена часовня западного обряда, в работе над интерьером которой принимал участие иконописец Леонид Александрович Успенский. С 1944 г. литургическая комиссия продолжила изучение предшествующих опытов по реставрации галликанского обряда, а также литургических рукописей VI–VIII вв., хранившихся в Национальной библиотеке в Париже, с целью создания унифицированного для всех западно-православных приходов чина литургии по галликанскому обряду. При его создании за основу был взят текст «Краткого толкования древней галликанской литургии» Псевдо-Германа, помимо этого к реконструкции привлекались Missale Gothicum, Missale Gallicanum Vetus, Миссал Стоу и Миссал из Боббио. Текст, получивший название «литургии согласно св. Герману Парижскому», был одобрен рядом известных литургистов, в том числе католическим пресвитером Ламбером Октавом Бодуэном, принимавшим участие в работе комиссии, и позднее Клаусом Гамбером. 1 мая 1945 г. в церкви священномученика Иринея иереем Е. Ковалевским была совершена первая литургия по реставрированному галликанскому обряду. С 1946 г. в клир прихода священномученика Иринея был включён архимандрит Алексий (ван дер Менсбрюгге), который предпринял самостоятельную попытку создания западно-православного чина литургии с включением в него элементов галликанского обряда. Однако предложенный архимандритом Алексием чин встретил критику со стороны как западных, так и отечественных литургистов. Николай Дмитриевич Успенский отмечал многие положительные качества его работы, в том числе обращение к современному галликанскому обряду, как имеющему много общих черт с византийским обрядом, а также включение священнодействий, известных в древности, но не сохранившихся в современном православном богослужении (Confiteor, совершение чина протесиса (проскомидии) дьяконом, чтение диптихов перед анафорой, причащение мирян под двумя видами отдельно и др.). Однако реконструкция архимандритом Алексием анафоры была названа Н.Д. Успенским неудачной.

 



 
PR-CY.ru