ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 2

Вопрос об использовании галликанского обряда вновь был поднят в связи с присоединением к Русской православной церкви общин так называемой католической евангелической церкви во главе с бывшим католическим пресвитером, затем старокатолическим епископом Луи Шарлем Винартом. С конца 1920 гг. Л.Ш. Винарт и его сторонники выражали желание принять православие и в 1932–1935 гг. при посредничестве иеромонаха Льва (Жилле) проводили переговоры с Константинопольским патриархатом по вопросу об их присоединении с сохранением западного обряда, но не получили официального ответа. 18 марта 1936 г. Л.Ш. Винарт обратился в братство святителя Фотия с просьбой ходатайствовать о его приёме в Московский патриархат. 16 июня того же года Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Священным Синодом РПЦ было вынесено определение, согласно которому Л.Ш. Винарт принимался в православие в сане пресвитера, а «в своём богослужении... воссоединяемое общество может сохранить доселе содержимый ею западный чин с тем, однако, чтобы богослужебные тексты были очищены (хотя бы постепенно) от всяких выражений и мыслей, не приемлемых для Православной Церкви». Воссоединённые приходы, употребляющие западный обряд, получали наименование «западно-православных». 1 декабря 1936 г. ввиду тяжёлой болезни Л.Ш. Винарта по благословению управляющего Западноевропейскими приходами РПЦ Виленского и Литовского митрополита Елевферия (Богоявленского) он был присоединён иереем Михаилом Бельским к православной церкви в сане пресвитера. 5 февраля 1937 г. Л.Ш. Винарт принял монашеский постриг с именем Ириней и возведён митрополитом Елевферием в сан архимандрита. 7 февраля архимандрит Ириней совершил в Вознесенском храме своей общины православную литургию по галликанскому обряду, во время которой присоединил к православию своих последователей. После его кончины (3 марта 1937 г.) западно-православные общины возглавил рукоположённый митрополитом Елевферием в сан пресвитера бывший викарий Л.Ш. Винарта Люсьен Шамбо (впоследствии архимандрит Дионисий). Совершавшаяся в общинах Л.Ш. Винарта литургия восходила к реконструкции протоиерея В. Гетте с некоторыми добавлениями из англиканской «Книги общих молитв» (например, литаний, заменявших ектении). В 1932 г. Л.Ш. Винарт внёс в канон мессы эпиклесис, поместив его перед установительными словами. В соответствии с указом митрополита Сергия в литургию общин Л.Ш. Винарта вносились обязательные изменения: употребление квасного хлеба; эпиклесис помещался после установительных слов; причащение преподавалось мирянам «под обоими видами совместно посредством лжицы»; «в знак канонического единства с православной епархией литургия совершается на антиминсе, освящённом и выданном преосвященным управляющим русскими церквами в Западной Европе». В январе 1937 г. при братстве святителя Фотия была организована специальная «комиссия по делам Западного Православия» в составе священника М. Бельского, иерея Евграфа Ковалевского (впоследствии епископ Иоанн-Нектарий), В.Н. Лосского и др.

 



 
PR-CY.ru