«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» - Страница 2

Впервые греческая форма «Господи, помилуй» на Западе упоминается в третьем правиле второго Вазионского собора (529 г.), регламентировавшем введение в Галлии «по примеру Рима, итальянских областей и всего Востока, спасительного обычая часто петь “Kyrie eleison” с великим чувством и сокрушением»; с этого времени молитва-песнопение “Kyrie eleison, Christe eleison, Kyrie eleison” стала одной из обычных частей мессы. В православном богослужении «Господи, помилуй» употребляется как в виде ответа народа на прошения ектений и схожие с ними возглашения дьякона, так и самостоятельно. В качестве ответной аккламации народа на дьяконские прошения «Господи, помилуй» может звучать однократно и с повторами. Однократное «Господи, помилуй» произносится после каждого прошения (кроме последнего, которое имеет свой ответ: «Тебе, Господи») мирной ектении, а также после текстуально связанных с ней двух первых прошений малой и просительной ектений. Однократное «Господи, помилуй» служит ответом и на самостоятельный возглас «Господу помолимся», употребляемый перед многими молитвами. По происхождению это «Господи, помилуй» является именно возглашаемой всеми молящимися ответной аккламацией на призыв дьякона к молитве; принятый ныне в Русской православной церкви Типикон содержит развёрнутое увещание произносить «Господи, помилуй» в составе ектений всеми молящимися вместе. Тем не менее, уже в византийскую эпоху это «Господи, помилуй» исполнялось хором нараспев; в современной практике Русской православной церкви «Господи, помилуй» на ектениях всегда поётся хором (впрочем, более пространные мелодические версии напева могут употребляться для «Господи, помилуй» в составе мирной или просительной ектений); в современной практике греческих церквей однократное «Господи, помилуй» на ектениях может как распеваться (в первую очередь, в составе мирной ектении), так и просто возглашаться канонархом или чтецом. Особый случай составляет первое прошение коленопреклонной малой ектении (в современном богослужении она сохраняется в составе вечерни в день Пятидесятницы, а также в чине освящения храма), к которому «Господи, помилуй» припевается трижды. Многократно «Господи, помилуй» повторяется после прошений сугубой ектении, а также после литийных прошений и в составе чина воздвижения креста. Многократное повторение «Господи, помилуй» в составе сугубой ектении обусловлено тем, что эта ектения происходит из процессиональных литий (продолжительное пение «Господи, помилуй» было удобным способом заполнить время долгого шествия по городу).

 



 
PR-CY.ru