ГЛАРЕАН - Страница 2

После возвращения в 1522 г. в Базель он женился. В 1524 г. был принят в члены совета артистического факультета Базельского университета, а затем стал его деканом – последним перед Реформацией. Начавшись в Германии, это движение затронуло и швейцарские кантоны, в том числе Базель. Поначалу горячо поддержав Мартина Лютера, Глареан вслед за Эразмом Роттердамским постепенно пришёл к скептическому, а затем и отрицательному отношению к реформационному движению, порвав связи с Ульрихом Цвингли, Освальдом Миконием и Иоганном Эколампадием. Реформация, подготовленная гуманизмом, представляла теперь угрозу его развитию. Глареан, почитатель всего, что связано с культурой латинского языка, и знаток григорианского пения, выступал против упразднения древней певческой традиции и замены её немецкими духовными песнями. В 1529 г. вместе с Эразмом Роттердамским он переехал из протестантского Базеля во Фрайбург, где написал бо́льшую часть литературных сочинений. До 1560 г. Глареан занимал место профессора поэтики Фрайбургского университета; его лекции по географии и истории привлекали большое число слушателей, сохранились свидетельства современников о присущей ему яркой и живой манере речи. Он был признанным авторитетом в области образования, по просьбе оставшихся католическими кантонов Швейцарии должен был приступить к возрождению системы католического университетского образования. В 1558 г. принял участие в пересмотре школьного плана во Фрайбурге и внёс предложения, касающиеся музыкальных занятий. После смерти жены (1539 г.) Глареан повторно вступил в брак в 1543 г., усыновив пятерых детей. Как полагают исследователи, вследствие знакомства Глареана с реформаторами его сочинения в последние годы жизни попали в папский список запрещённых книг, но он добился отмены этого распоряжения. В конце 1550 гг. в связи с болезнью Глареан сократил число лекций и занимался дома. Незадолго до смерти продал свою библиотеку, которая теперь хранится в университетской библиотеке Мюнхена. Самое крупное и значительное его сочинение в области теории музыки – трактат «Додекахорд» (1547 г.), работа над которым заняла около 30 лет. Этот труд содержит ладовую теорию, оказавшую существенное влияние на музыкальное учение и практику позднего Ренессанса. В основу первой из трёх частей положена переработанная версия раннего сочинения Глареана «Введение в музыку» (1516 г.); во второй части (написана к 1538 г.) излагается ладовая теория; третья часть содержит обширную хрестоматию многоголосной музыки (произведения Жоскена Депре, Йоханнеса Окегема, Якоба Обрехта, Хенрика Изака и др.). Глареан расширил систему традиционных западных церковных ладов. К восьми первоначальным (ре дорийскому, ми фригийскому, фа лидийскому, соль миксолидийскому, каждый из которых существует в двух вариантах – автентическом и плагальном) были добавлены ещё четыре, названия которых заимствованы им у античных теоретиков музыки: ля эолийский (будущая минорная гамма) и до ионийский (будущая мажорная гамма), обе с автентической и плагальной разновидностями. Глареан утверждал, что ионийский лад наиболее употребителен в его время. Новое общее число ладов стало 12, что дало название трактату («Двенадцатиструнник»).

 



 
PR-CY.ru