ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 6

Имеются формуляры месс для четвергов Великого поста и для каждого дня седмицы после Пятидесятницы. В третье–пятое воскресенья Четыредесятницы нет огласительных чинов. Период Адвента продолжается пять недель. Из галло-испанской традиции заимствованы покаянные дни Rogationes, епископские благословения, вотивные мессы, Praeconium paschale, коллекты вечерни и утрени, торжественный чин крещения на праздник Богоявления, чины погребения и освящения храмов и проч. Проследить эволюцию и взаимосвязь отдельных рукописей Gelasiana Mixta исследователям трудно. Наиболее близким к оригинальному варианту считается Желлонский Сакраментарий, который был переписан, как полагают исследователи, в аббатстве Сент-Круа в Мо для собора в Камбре при епископе Хильдоарде (790–816 гг.), но около 807 г. подарен Желлонскому аббатству. Он содержит множество следов компиляции из двух типов римского Сакраментария, хотя основная масса материала заимствована из древнего Сакраментария Геласия. В Желлонском Сакраментарии и памятниках этого типа больше монашеских чинов (молитвы на поставление аббата и аббатисы; за отрекающихся от мира и входящих в киновию и т.п.), тогда как, например, в Ангулемском встречается только прежний материал из Reginensis, а в Сакраментарии из Райнау вторая книга в целом очень сильно сокращена. Иная редакция смешанного Сакраментария Геласия представлена рукописями, в которых удвоения материала устраняются более систематично (например, Сакраментарии Санкт-Галленский II, Филлипса, из Райнау и др.). Отдельные элементы франкского Сакраментария Геласия вошли в состав приложения к Hadrianum, сделанного Бенедиктом Анианским (ум. в 821 г.), в Романо-германский Понтификал X в. и в литургические книги амвросианского обряда. В X в. появились рукописи, которые иным образом соединяли смешанный Сакраментарий Геласия и Сакраментарий Григория (Hadrianum c добавлением Бенедикта). Полного списка этих рукописей до сих пор не существует. Среди наиболее важных – Сакраментарий св. Ведаста (вторая половина IX в.), Кентерберийский Миссал из аббатства св. Августина (X–XI вв.), Латеранский («монашеский») Миссал (XI–XII вв.). Памятники этого типа послужили переходным звеном к римскому Миссалу XIII в. (на основании которого, в свою очередь, было подготовлено первопечатное издание 1474 г.). Таким образом, из «геласианской» традиции посредством франкских книг в римский Миссал перешли службы воскресений после Богоявления и периода Пятидесятницы, а также ряд других молитв и чинов.



 
PR-CY.ru