ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 5

Время составления датируется до 784 или 791 гг. (когда был официально введён Сакраментарий Григория (так называемый Hadrianum), а галликанский обряд подвергся запрету); исследователи полагают, что вторая редакция Сакраментария Геласия составлена в 760–770 гг. Рукописи Gelasiana Mixta, полные и относительно хорошо сохранившиеся, разделяются по территориальному признаку: 1) из франкских земель: Желлонский Сакраментарий (790–800 гг.); Ангулемский Сакраментарий (конец VIII – начало IX вв.); Нуайонский Сакраментарий (начало IX в.); Сакраментарий Филлипса (конец VIII – начало IX вв.); Сакраментарий начала IX в. из Реймса, иначе Сакраментарий Годельгавда (оригинал утерян); Сакраментарий св. Аманда, «апостола Бельгии», или так называемые Кольбертинские фрагменты (около 800 г.); 2) из Алеманнии (восточнофранкские территории): Санкт-Галленский II Сакраментарий, как полагают исследователи, из Северной Италии (начало IX в.); Тройной Сакраментарий из Санкт-Галлена (копия предыдущего; 1020–1030 гг.); Сакраментарий из Райнау, как полагают исследователи, из Северной Франции (795–796 гг.); Cакраментарий из Райхенау (около 800 г.); 3) из Италии: Сакраментарий из Монцы (X в.); Сакраментарий Арно, архиепископа Зальцбургского; фрагмент Сакраментария в палимпсесте из Центральной Италии (до 800 г.). Кроме того, в библиотеках Европы сохранилось множество небольших фрагментов смешанного Сакраментария Геласия. Сакраментарий Геласия второй редакции соответствует второму основному типу римского Сакраментария – Сакраментария Григория (так называемый Gregorianum Paduense), который послужил одним из источников смешанной редакции наряду с галликанскими памятниками и древней редакцией Сакраментария Геласия. Все Gelasiana Mixta разделены на две книги (кроме Санкт-Галленского II Сакраментария, где она, как полагают исследователи, просто не сохранилась). В первой книге находятся молитвы месс подвижного и неподвижного циклов (в отличие от Vetus они смешаны и Пасха приходится на 25 марта или 3 апреля), общие мессы на памяти святых, вотивные мессы, мессы рядовых дней, евхаристический канон и благословения народу; часто входят и во вторую книгу, несмотря на запрет последних папой Захарией (741–752 гг.). Во второй – мессы на разные случаи, молитвы служб суточного круга, элементы Понтификала и Ритуала (их набор варьируется в рукописях) и различные приложения (списки апостолов, Мартиролог Иеронима и проч.). В первой части упоминаются места стационального богослужения (однако это добавление сделано вне Рима). Формуляр месс подвижных праздников включает пять изменяемых молитв (две коллекты, secreta, praefatio, post communionem, super populum), но больше половины памятей святых имеют одну коллекту (в некоторых случаях – три).

 



 
PR-CY.ru