ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 3

Вместо памяти апостола Петра в узах (1 августа) празднуется память Маккавеев. Также выписаны молитвы на праздники Очищения Девы Марии (Сретение), Благовещения (25 марта), Успения (15 августа) и Рождества Девы Марии (8 сентября), Обретения Креста (3 мая), Всех апостолов с вигилией и октавой 6 июля, Воздвижения Креста (14 сентября), архангела Михаила (29 сентября), типовые молитвы на память и перенесение мощей одного мученика или память нескольких мучеников, молитвы периода Адвента (шесть воскресений, последнее – свободное для совершения службы 12 чтений). Как и в первой книге, встречаются молитвы постов среды и пятницы в начале седьмого (сентябрь) и десятого (декабрь) месяцев и службы 12 чтений в первые субботы этих месяцев. В третью книгу (всего 117 глав) включены две группы месс для рядовых воскресений в течение года (per annum) и полный текст евхаристического канона. Канон имеет вставку Григория I Великого в Hanc igitur (Diesque nostros), но не имеет Memento (поминовения) усопших. «Отче наш» следует непосредственно за каноном. Далее помещены молитвы на разные случаи: для отправляющихся в путь, при эпидемиях и падеже скота, стихийных бедствиях, женском бесплодии, для вдов, за мир, в случае войны, за короля, против неправедных судей, за неверующих, благословение новых плодов. Также в третью книгу входят благословения народу (super populum) – архаичный элемент, характерный для галло-испанской традиции, чин благословения брака и молитвы в годовщину новорождённого, молитвы над больными у них дома и месса за больных, благословение входящих в (новый) дом, освящение воды для окропления дома и заклятой от молнии, молитвы над умирающими, чины погребения и поминовения усопших на третий, седьмой, тридцатый день и ежегодно, а также месса о здравии живых. В конце Сакраментария Геласия выписаны галликанская молитва Contestatio и ещё один чин покаяния. К более поздним дополнениям монашеского происхождения относятся молитвы о заботящихся о бедных и больных, молитвы о монахах, молитвы отречения от мира, пострижения бороды, молитвы вечерни, утрени, до и после трапезы, месса за умершего аббата и др. Стандартный формуляр изменяемых молитв мессы в древней редакции Сакраментария Геласия включает: одну или две молитвы-коллекты, молитву post precem, т.е. после ряда дьяконских прошений (Deprecatio; известен текст так называемой Deprecatio Gelasii); в более поздних формулярах мессы эта молитва исчезает вместе с дьяконскими прошениями), молитву secreta, префацию (Vere dignum), молитву после причащения, заключительное благословение (Ad populum; в поздних формулярах также отсутствует). Из 234 формуляров мессы 25 – полные (архаичный тип, характерен для периода поста), 146 – с одной коллектой и молитвой post precem («геласианский» тип), 63 – без молитвы post precem («григорианский» тип). Согласно теории А. Шавасса, Сакраментарий Геласия предназначался для пресвитеров пригородных храмов Рима (титулов). В отличие от Сакраментария Григория в нём не указываются места стационального богослужения. Чины хиротонии, совершаемые епископом, относятся к поздним слоям Сакраментария Геласия.

 



 
PR-CY.ru