Словарь по христианству Г ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ

ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ

ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ (лат. Sacramentarium Gelasianum) – один из двух основных типов древнего римского Сакраментария (аналог византийского Евхология), важный источник по истории литургической жизни неразделённой церкви. Название связано с ошибочной атрибуцией оригинального текста папе Геласию I (492–496 гг.) эрудитами XVII–XVIII вв., основанной на свидетельстве Liber Pontificalis. Известны две редакции Сакраментария Геласия – древняя (Vetus) и смешанная (Mixta), которые различаются как по составу, так и по организации материала; первую датируют примерно второй половиной – концом VII в., вторую – VIII в. Древняя редакция Сакраментария Геласия сохранилась в единственной полной рукописи, которая была написана около 750 г. недалеко от Парижа, как полагают исследователи, в женском монастыре Шель. Её оригинал был привезён во франкские земли из Рима (на это указывают особенности календаря). Один из формуляров мессы в третьей книге Сакраментария Геласия в этой рукописи, озаглавленный «Orationes in natali presbyteri qualiter debeat celebrare», написан другим почерком в IX в. и не является частью Сакраментария Геласия. Окончание рукописи Reginensis, которое, по крайней мере, с 1651 г., хранится отдельно, содержит экзорцизм, Парижский Пенитенциалий (так называемый Simplex) и список апостолов. Впервые рукопись была опубликована кардиналом Джузеппе Томмази в 1680 г. Существует также несколько рукописей, в которых, как считается, сохранились фрагменты Gelasianum Vetus. Тем не менее, некоторые исследователи сомневаются в возможности отнести эти памятники к Gelasianum Vetus, считая их восходящими к редакции Сакраментария Геласия. Возникновение оригинала древней редакции Сакраментария Геласия датируется временем между 628 (после установления праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 сентября) и 715 гг. (до понтификата Григория II (715–731 гг.), который ввёл мессы для четвергов Великого поста). Хотя в Сакраментарии Геласия нет свидетельств о пении Agnus Dei, установленном папой Сергием I (687–701 гг.), набор Богородичных праздников может указывать на время его понтификата. Сакраментарий Геласия состоит из трёх книг, разделённых в соответствии с литургическим годом и включающих около 1700 молитв. Первая книга содержит 107 глав. В неё входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы, молитвы для месс на праздники святых Стефана, Иоанна Богослова, Вифлеемских младенцев, Богоявления; для месс воскресений за три (70-ца), за две (60-ца) недели и за одну неделю перед Великим постом; для первой седмицы Великого поста и воскресений Четыредесятницы; для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи, Светлой седмицы (tocius albae), октавы Пасхи с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia); для воскресений периода Пятидесятницы, для праздника Вознесения Господня, для вигилии Пятидесятницы и дня праздника, для октавы Пятидесятницы. Также в первую книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы.

 



 
PR-CY.ru