ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна - Страница 2

В процессе изучения было рассмотрено свыше 650 концертов, было выяснено авторство некоторых произведений, реконструированы нотные тексты (восстановлены партии из отсутствующих поголосников некомплектных собраний) и подготовлено первое издание нескольких концертов (1976 г.). Благодаря работе Н.А. Герасимовой-Персидской было расширено представление о творчестве Николая Павловича Дилецкого (1630–1723 гг.) как композитора, найдено в рукописях и опубликовано в 1981 г. три литургийных цикла, «Воскресенский канон», ряд концертов. В 1991 г. издана 21 партитура «мотетов» (пяти- и шестиголосных концертов для малого состава хора) неизвестных авторов из фондов библиотеки Матицы Сербской в городе Нови-Сад (Сербия). Произведения, опубликованные Н.А. Герасимовой-Персидской, вошли в репертуар многих хоровых коллективов. В её работах освещён широкий круг вопросов, касающихся жанрово-стилистического слоя украинского церковного многоголосия второй половины ХVII – ХVIII вв. Н.А. Герасимова-Персидская по-новому охарактеризовала развитие традиции украинского многоголосия и формирование партесного концерта как национального варианта европейского хорового стиля барокко, исследовала особенности словесно-музыкального ряда партесных концертов как результат профессионального композиторского творчества, рассмотрела принципы претворения канонических текстов и их стихотворных парафраз, жанровые разновидности, тональные и композиционные планы произведений, формирование прозрачной или плотной хоровой фактуры, особенности голосоведения, чередование ладотональностей. В статьях уделено внимание аспектам музыкального времени и пространства, принципу контраста, формирующему дискретный план произведения нового стиля – барокко, качественно отличающийся от континуального и внутренне цельного распева древнего монодийного песнопения. Ряд наблюдений Н.А. Герасимовой-Персидской касается вопросов соприкосновения партесного пения и западноевропейского многоголосия ХVI–ХVII вв., знаменного распева, народно-музыкального творчества. Проблемы истории и теории музыкальных форм и жанров второй половины XVII – XVIII в. разработаны под руководством Н.А. Герасимовой-Персидской в кандидатских диссертациях К.М. Берденниковой («Гомилетические традиции в творчестве Иоаганна Себастьяна Баха»), Н.В. Заболотной («Проблема индивидуальности художественного целого…»; по материалам 80 партесных концертов), Л.В. Ивченко («Украинский кант ХVII–ХVIII вв.»), Т.В. Гусарчук в исследовании творчества Артемия Лукьяновича Веделя, И.А. Чижик в статьях о знаменном распеве по изданиям ХVIII в., Е.Ю. Шевчук в исследованиях украинской церковной монодии, и др.



 
PR-CY.ru