ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ - Страница 3

Склоняясь к последнему утверждению, Генрих Гентский полагает, что, в то время как вне мира наличие пустоты, т.е. промежутка между телами, в котором могут разместиться другие тела, невозможно по определению (там есть лишь чистое небытие), Бог в любой момент способен по Своему усмотрению разрушить ту или иную часть внутри Им же сотворённого мира. Однако в контексте спора о том, является ли физическая реальность атомарной или непрерывной по своему строению, он разделяет перипатетическую точку зрения, замечая, что в действительности существует только континуум, а всё дискретное есть лишь результат определённого способа его постижения: «Число, или дискретное количество, ничего не прибавляет к континууму, кроме отрицания»; оно «рождается» из деления континуума и соответствует обособляющимся в нём частям, а потому «уходит в бесконечность, как уходит в бесконечность и самое деление континуума». В отличие от Фомы Аквинского Генрих Гентский не считает, что материя в её отношении к форме является лишь чистой потенциальностью, но полагает, что материи следует приписать собственное экзистенциальное бытие, благодаря которому она актуально существует независимо от формы. Последняя, соединяясь с материей, не наделяет её действительным бытием, но лишь образует определённое, конкретное действительное сущее. Таким образом, следует различать три уровня бытия материи: то бытие, благодаря которому она именуется «простым сущим» и которое она имеет от Бога; то, благодаря которому она есть некая «восприимчивость»; и то, которое она получает благодаря восприятию того, к чему она восприимчива, т.е. формы. Материя, по Генриху Гентскому, не является также принципом индивидуации, предполагающей отрицание как нетождественности вещи самой себе, так и её тождественности другим вещам, т.е. «удаление изнутри её всякой умножаемости (plurificabilitas) и разнообразия (diversitas), а извне – всякой тождественности с ней»: любое актуально сущее как результат Божественного творчества изначально не идентично в своём отношении к Творцу с любым другим индивидуумом. В антропологии Генрих Гентский первоначально склонялся к утверждению единственности субстанциальной формы в человеке так же, как и во всех составных существах. Позднее ввиду затруднений, связанных с вопросом, сохранило ли тело свою принадлежность Спасителю в период между Его смертью и воскресением, а также с вопросом, воскресло ли тело Самого Христа, стал полагать в человеке наличие двух субстанциальных форм: разумной души и особой формы человеческой телесности (forma corporeitatis).

 



 
PR-CY.ru