ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ

ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ (около 1217 – 1293 гг.) – фламандский богослов и философ. Учился в Турне, став там секулярным каноником (1267 г.), затем изучал теологию в Париже. В 1276–1292 гг. был магистром искусств и теологии в Парижском университете, одновременно являлся архидиаконом Брюгге (с 1276 г.) и Турне (1278–1279 гг.). В 1277 г. входил в состав комиссии, назначенной Парижским архиепископом Стефаном Тампье по поручению Римского папы Иоанна XXI (1276–1277 гг.), осудившей так называемый латинский аверроизм – философскую школу, сложившуюся в Парижском университете. В 1290 г. Генрих Гентский в связи с проявленной жёсткой позицией по вопросу об особых привилегиях в отношении членов нищенствующих орденов подвергся порицанию со стороны кардинала Бенедетто Каэтани (будущий папа Бонифаций VIII; 1294–1303 гг.). Был участником второго Лионского (1274 г.), Кёльнского и Компьенского соборов. В западной традиции имел почётное именование «doctor solemnis» (общепризнанный доктор). К основным трудам Генриха Гентского относятся: «Summa theologica» («Теологическая сумма», другое название «Summa quaestionum ordinarium» – «Сумма ординарных вопросов», 1276–1292 гг.), «XV Quodlibeta theologica» («XV частных богословских тем»), «Commentarium in libros Sententiarum Petri Lombardi» («Комментарии к “Сентенциям” Петра Ломбардского»), «De anima» («О душе»), «Quaestiones in Librum de causis» («Вопросы на “Книгу о причинах”»), «Quaestiones logicales» («Логические вопросы»), «Disputatio in universam metaphysicam» («Рассмотрение всей метафизики»), «De alteratione» («Об инаковости»), «De elementis et de actione et reactione» («Об элементах, действии и противодействии»), а также толкования сочинений Аристотеля: «Disputatio in octo libros Physicorum» («На восемь книг “Физики”») и «In libros De generatione et corruptione» («На книгу “О возникновении и уничтожении”») и др. Генрих Гентский был сторонником богословской системы Августина Блаженного; старался восстановить её доминирующую роль в западно-христианской богословско-философской мысли, вместе с тем полагал возможным сочетать августинизм с рядом аристотелевских идей в их неоплатонической интерпретации, как она представлена в арабской философии – в учении Ибн Сины, в «Книге о причинах» (анонимного автора, откомментированные выдержки из «Начал теологии» Прокла Диадоха). Исходным пунктом метафизических построений Генриха Гентского является идея сущего как такового, бытия (ens, res, aliquid), виртуально содержащая в себе и все последующие объекты его философских размышлений. В широком смысле эта идея включает воображаемое сущее (res secundum opinionem), существующее исключительно в разуме и потому являющееся лишь «минимально сущим» (ens diminutum), и истинно сущее (res secundum veritatem), существующее или могущее существовать в реальности. Последнее, являясь собственным объектом метафизики (proprium ens metaphysicum), подразделяется на необходимо сущее, или само бытие как таковое (ipsum esse), т.е. Бога, Который не может не существовать, и сущее, обладающее случайным бытием, т.е. творение. Сотворённое сущее делится, в свою очередь, на субстанции, существующие самостоятельно, и акциденции, способные существовать лишь в чём-то ином (как, например, абсолютные акциденции: качество и количество) или по отношению к чему-либо иному.

 



 
PR-CY.ru