ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ - Страница 4

Исследователи считают, что наибольшим изменениям подверглись в младших редакциях поучения в среду, четверг и пятницу. Здесь вторая их часть представляет совершенно новый текст, в результате чего эти поучения (особенно первое и последнее) приобрели черты торжественного Слова (похвалы). Третья редакция отличается от второй стилистическими изменениями, а также тем, что в ней опущено поучение в пятницу. Исследователи считают ничем не обоснованым включение Татьяной Владимировной Черторицкой седмичных поучений Григория Философа в справочник, посвящённый гомилиям триодного цикла, поскольку они, за исключением начальной части Слова в воскресенье, имеющего самостоятельную рукописную традицию, никогда не бывают приурочены в рукописях к подвижным календарным праздникам. Кроме седмичного цикла Слов в русской и южнославянской рукописной традиции XVI–XVII вв. с именем Григория Философа в заглавии известно небольшое поучение в Великую (или в Светлую) субботу в составе триодных Торжественников и молитва Богородице «Григория, философа цареградского, глаголема по кануне» (Исторический музей, начало XVII в.). Первый из названных текстов представляет собой начало воскресного поучения из седмичного цикла Григория Философа, второй – молитвенный фрагмент из Слова Григория Философа в среду, оформленный как самостоятельное произведение. Вопрос о литературном наследии Григория Философа помимо седмичных поучений и восходящих к ним текстов в настоящее время остаётся открытым. Исследователям представляется весьма убедительной гипотеза Д.Ф. Ищенко об участии Григория Философа в переводе сборника поучений Феодора Студита, представленного Соловецким и Уваровским списками. В специальном исследовании нуждается вопрос о возможности атрибуции Григорию Философу распространённых в славянской (прежде всего, русской) книжной традиции поучений с именем Григорий («Богослов», «Мних», «святой» и т.п.) в заглавии. Григорий Философ, по мнению исследователей, безусловно, не может быть отождествлён с «Григорием Философом, епископом Белгородским», которому А.И. Соболевский атрибутировал опубликованное им домонгольское поучение против пьянства, поскольку «Белгородский епископ Григорий» представляет исследовательский монтаж из заголовков в двух списках: «Григория Богослова» и «Философа, епископа Белгородского». Наиболее вероятным исследователям представляется отвергнутое самим А.И. Соболевским предположение, что «Философ» в заглавии одного из списков поучения – имя собственное.



 
PR-CY.ru