ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ - Страница 3

В воскресном поучении говорится о необходимости для достижения райской жизни веры в посмертное воскресение, в Слове в понедельник – о тщете и кратковременности земной жизни, во вторник – о спасительности покаяния, в среду – о супружеской верности и греховности развода и второго брака, в четверг – о пьянстве, в пятницу – о грабеже и лихоимстве. Основной литературный приём – риторическая амплификация. Григорий Философ широко использует библейские (прежде всего, евангельские) сюжеты и цитаты. Создание цикла исследователи считают уместным связать с введением Студийского устава в 1060 гг. в Киево-Печерском монастыре по инициативе преподобного Феодосия (исследователи считают показательным присутствие первой редакции цикла седмичных поучений в середине сборника «оглашений» Феодора Студита, представляющего, по некоторым данным, древнейшую русскую редакцию их перевода). Вторая и третья редакции цикла Григория Философа, время создания которых не поддаётся надёжному определению (по мнению исследователей, можно опираться здесь на даты дошедших списков – соответственно середины и последней четверти XV в.), представляют попытку приспособить поучения, предназначавшиеся первоначально для Октоиха, в качестве уставных чтений Минеи общей. При такой «переадресовке» цикла воскресное поучение превратилось в «общее» Слово на Господские праздники, гомилия во вторник – в проповедь на праздники, посвящённые Иоанну Крестителю, или в проповедь, прославляющую преподобных, поучения в понедельник и в среду-пятницу – в «общие» Слова, соответствующие их заглавной теме. На связь второй и третьей редакций цикла Григория Философа с Минеей общей указывает и то обстоятельство, что один из двух списков второй редакции (Керженский) и оба списка третьей редакции входят в третью часть именно этого богослужебного сборника (в рукописях, содержащих третью редакцию, присутствуют также большие циклы чтений для Октоиха, но они сгруппированы отдельно и не соседствуют с поучениями Григория Философа). В процессе редактирования поучения были изменены в разной степени. Практически без изменений сохранились субботнее поучение, не имеющее соответствия в Минее общей, и Слово в понедельник. О Слове в воскресенье исследователям трудно сказать что-либо определённое, поскольку сохранившийся фрагмент первой редакции (в Уваровском списке) недостаточен для сопоставлений. В Слове во вторник списки второй и третьей редакций, как полагают исследователи, сохранили первоначальное окончание, утраченное в дефектном архетипе дошедших списков древнейшей редакции.

 



 
PR-CY.ru