ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ - Страница 2

Цикл седмичных поучений известен в настоящее время в восьми относительно полных списках середины XV в. – второй четверти XVII в. древнерусского извода (ни один из списков не содержит всех семи поучений), разделяющихся на три редакции. Первая (древнейшая) редакция представлена четырьмя списками, восходящими к дефектному архетипу, в котором был утрачен заголовок цикла (в результате чего списки анонимны либо псевдоэпиграфичны – с именем Кирилла Философа в заглавии каждого из слов) и бо́льшая часть первого Слова: при Торжественнике триодном в соединении с Синаксарем, в Сборнике поучений Феодора Студита особого состава, в таком же сборнике Исторического музея (первая треть или вторая четверть XVI в.), в Сборнике смешанного содержания (Исторический музей, вторая четверть XVII в.). Особое значение в этой редакции и для истории текста цикла в целом имеет Уваровский список, орфография которого (состояние редуцированных, отсутствие примет «второго южнославянского влияния») последовательно передаёт особенности правописания предшествующего списка, который, по мнению исследователей, может быть датирован не позднее XIV в. Кроме того, список сохранил окончание воскресного поучения (слитое с предшествующим словом Феодора Студита, в других списках этой редакции текст опущен), что позволяет исследователям судить о первоначальной структуре цикла, и объясняет его анонимность (либо псевдоэпиграфичность) в данной редакции. Ко второй редакции исследователи относят два списка: при Торжественнике минейном и триодном (третья четверть XV в.), при Минее общей (середина – третья четверть XV в.). К третьей редакции относят список в составе Сборника богослужебного с уставными чтениями («Минея общая»; последняя четверть XV в.) и непосредственная копия с него в Сборнике уставных чтений (третья четверть XVI в.). Исходно цикл сочинений Григория Философа представлял собой поучения для седмичного круга богослужения. Основная его тематика определяется сложившейся к тому времени в Византии традицией, согласно которой каждый из дней недели посвящён определённому святому (либо лику святых) или событию христианской истории. Соответственно поучение в воскресенье («неделю») посвящено Воскресению Христову, в понедельник – бесплотным Небесным силам (ангелам), во вторник – Иоанну Предтече, в среду – Богоматери, в четверг – апостолам, в пятницу – Кресту, в субботу – поминовению усопших. Помимо заглавной темы, которой посвящена начальная часть проповеди, в каждом из поучений (кроме субботнего) разрабатываются и другие вопросы, относящиеся к области веры, к нормам христианской жизни и морали (морально-учительная часть лучше сохранилась в списках первой редакции).

 



 
PR-CY.ru