ГЛЕБ ВСЕСЛАВИЧ - Страница 2

В ответ на эти действия Киевский князь в январе-марте 1116 г. предпринял широкомасштабную военную операцию, в ходе которой союзники Владимира Мономаха захватили значительную часть Минского княжества, а Мономах начал продолжительную осаду Минска. Исследователи полагают, что в марте 1116 г. Глеб Всеславич выслал послов с предложением мира. Князь вышел из города «с детми и с дружиною», поклонился старейшему князю, обсудил условия мира, обещая «по всему послушати Володимера». В ответ Киевский князь, «омирив Глеба», отдал ему из городов лишь Минск. Потерпевший сокрушительное поражение Глеб Всеславич уже не представлял угрозы для Киевского князя, тем не менее, в 1119 г. он был пленён Мономахом и выведен из Минска в Киев, где вскоре скончался (возможно, был умерщвлён). Причины нового военного похода против Глеба Всеславича летописи не раскрывают. Исследователи предполагают, что захват Минского князя стал следствием бегства в 1118 г. из Владимира-Волынского в Венгрию двоюродного брата жены Глеба Всеславича Ярослава Святополчича. Они не исключают, что близкие родственники, лишённые Мономахом многих родовых владений, предприняли попытки к объединению, за что в итоге поплатились своими княжениями. Глеб Всеславич и княгиня Анастасия, следуя примеру Ярополка Изяславича, отца княгини, «велику имеяше любовь... к святеи Богородицы (Успенскому Киево-Печерскому монастырю) и к отцу Федосью». В 1108 г. в Киево-Печерском монастыре завершилось строительство обширной каменной трапезной, заложенной по повелению Глеба Всеславича и построенной на его средства. Трапезная была расписана фресками, её полы были выложены поливными цветными прямоугольными и фигурными плитками. При трапезной, по мнению исследователей, действовала церковь (упоминается летописью под 1110 г. в рассказе о чудесном явлении огненного столба, по предположению А.В. Реутова, в XII в. была посвящена апостолам Петру и Павлу). Среди найденной в трапезной посуды значительное место занимает керамика XII–XIII вв., как местного производства, так и византийского. Голосники отмечены «двузубцем с крестиком» (трезубцем), который большинство исследователей считают княжеским знаком Глеба Всеславича, заимствованным у могущественных родственников жены. Глеб Всеславич при жизни пожертвовал обители 600 гривен серебра и 50 гривен золота. После кончины князя его супруга дала монастырю ещё 100 гривен серебра и 50 гривен золота. Анастасия Ярополковна, завещавшая перед своей кончиной (1158 г.) похоронить себя в Киево-Печерском монастыре, пожертвовала обители «5 сел и с челядью». В некрологе княгине Анастасии Ярополковне отмечено, что её муж был похоронен в Печерском монастыре «оу святаго Федосья». Считается, что среди останков 17 человек (девять мужчин, четыре женщины, четыре ребёнка), найденных в южной части Успенского собора Киево-Печерской лавры во время археологических исследований в 1998 г., находятся останки Глеба Всеславича. Игумен Даниил, совершивший между 1104 и 1108 гг. паломничество в Святую землю, вписал имена Глеба Всеславича («Глѣбъ Менский») и членов его семьи для поминания за здравие в лавре Саввы Освященного в Иерусалиме. Имя Глеба Всеславича встречается в синодиках. Исследователи не исключают, что Глеб, записанный в древнейшем списке «харатейного» синодика Троице-Сергиева монастыря 1575 г. среди «благоверных князей» после Бориса и Рогволода, раньше Мстислава, Василько, Ярослава и Святослава, – это Глеб Всеславич (другая возможность – Друцкий князь Глеб Рогволодович). По мнению Валентина Лаврентьевича Янина, вероятна принадлежность Глебу Всеславичу найденных в Киеве и Гродно трёх печатей с изображениями процветшего шестиконечного креста и св. Глеба, с нимбом, в княжеской шапке и с мученическим крестом в руке, «имеющих размер, типичный для булл XII в.». Однако время и место бытования печатей, скорее, свидетельствуют в пользу их принадлежности Городенскому князю Глебу Всеволодовичу. Отдельные эпизоды из жизни Глеба Всеславича, относящиеся к началу XII в., запечатлены на миниатюрах Радзивиловской летописи (конец XV в.).



 
PR-CY.ru