ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - Страница 4

В 1837 г. игумен Филарет писал императору Николаю I, что «братство, получив твёрдое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось» и составляло около ста человек. В 1885 г. в Глинской пустыни проживало около 340 человек, в том числе игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников, в 1903 г. – 481 человек, в том числе три архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1910 г. – 507 человек, в том числе архимандрит, 28 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 96 монахов, 100 послушников. В 1909 г. выходцы из крестьянского сословия составляли до 75% братии, насельники в возрасте до 40 лет – 65% братии. Архиепископ Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) писал в Синод, что в Глинскую пустынь «принимаются люди только твёрдые в обете и нравственности, посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни». В XIX – начале XX в. более 30 пострижеников Глинской пустыни служили настоятелями других обителей и миссионерами, в том числе архимандрит Паисий (ум. в 1841 г.) в Коренной пустыни, иеромонахи Арсений (Митрофанов) и Герман (Клица) в Святогорской пустыни, архимандриты Паисий (Сипченко) и Самуил (ум. около 1890 г.), иеромонах Македоний (Жиров) в Чуркинском монастыре, архимандрит Вениамин (ум. в 1890 г.) в Новоиерусалимском в честь Воскресения Господня монастыре, архимандрит Амвросий (Булгаков; ум. после 1918 г.) в Почаевской, затем Киево-Печерской лавре. Постриженики Глинской пустыни были во многих монастырях духовниками, казначеями, ризничими. Постриженик Глинской пустыни и ученик Филарета Макарий (Глухарёв) учредил Алтайскую духовную миссию и устроил при ней общежитие для братства по образцу Глинской пустыни. Во второй половине XIX в. на реке Куикпак (Аляска) глинский архимонах Иларион построил церковь в честь Воздвижения Креста Господня и устроил миссионерскую общину по уставу Глинской пустыни. В конце XIX – начале XX в. большой вклад в развитие Русской духовной миссии в Иерусалиме внёс глинский иеромонах Тихон (Ростовский). В начале XX в. Троицкую православную миссию на озере Иссык-Куль в Туркестанской епархии возглавлял воспитанник Глинской пустыни игумен Порфирий. В миссии была устроена больница, странноприимный дом престарелых, Дом трудолюбия для сирот по образцу Глинского. Архимандрит Паисий (Рухленко) был настоятелем Фрумошского монастыря (Молдавия), архимандрит Антоний – наместником виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря и ближайшим помощником митрополита Иосифа (Семашко). Среди пострижеников Глинской пустыни – архиепископ Литовский и Виленский Иувеналий (Половцев), митрополит Одесский Леонтий (Гудимов), митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга; ум. в 1985 г.; Грузинская православная церковь). В XIX – начале XX в. Глинская пустынь прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: «Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении».

 



 
PR-CY.ru