ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - Страница 3

После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками). Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу, который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Среди старцев, подвизавшихся в Глинской пустыни при игумене Филарете, известны иеромонахи Василий (Кишкин), Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхимонах Пахомий (Сковородка), с 1824 г. иеросхимонах Порфирий (Мамчич), с 1826 г. иеросхимонах Пантелеимон Отшельник (ум. в 1831 г.). Помимо существовавших послушаний духовника и казначея Филарет ввёл в Глинской пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно главе 25, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни. Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав был заимствован многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя Николая Чудотворца, Святогорского Зимненского, Щегловского тульского, Оптина болховского, бузулукского в честь Преображения Господня, Чуркинского и других монастырей. Филарет составил также уставы для восьми женских монастырей, в том числе екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, Борисовского в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, челябинского в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия», Казанского монастыря в городе Троицке Оренбургской губернии, мензелинской во имя пророка Илии общины Уфимской губернии. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игумена Филарета прилагалось к уставам многих женских монастырей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 г. разослано во все 37 епархий «для руководства в управлении монастырями и братией». В Глинской пустыни поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо. До иеромонаха Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 г. – игумены, с 1887 г. – архимандриты. После кончины Филарета, т.е. с 1841 г., Глинской пустынью управлял игумен Евстратий (Яковлев), с 1855 г. – игумен Авксентий, с 1857 г. – игумен Иоасаф, с 1861 г. – игумен Иувеналий (Половцев), с 1862 г. – игумен Иннокентий (Степанов), с 1888 г. – схиархимонах Иоанникий (Гомолко), с 1912 г. – архимандрит Нектарий (Нуждин). По ходатайству Филарета перед императором Александром I с 1821 г. настоятели избирались из числа братии. К 1817 г. в Глинской пустыни проживало около 25 насельников, в 1823 г. – более 40 человек, в том числе семь иеромонахов, четыре иеродиакона, четыре монаха.

 



 
PR-CY.ru