ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - Страница 2

По мнению глинского иеромонаха Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII в., Глинская пустынь «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в её духовных подвижниках». Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 г. в Глинской пустыни находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным 4-ярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона; тёплый храм во имя Николая Чудотворца (сгорел в 1769 г. вместе с монастырским архивом); деревянные колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой – гостиница. В 1770–1781 гг. был возведён каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на 2-этажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с тёплым приделом во имя Николая Чудотворца, на верхнем этаже – небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г. – Вознесения) Господня. Около 1786 г. к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божьей Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, Константинопольского патриарха Геннадия (458–471 гг.) I и др. К 1764 г. Глинская пустынь владела 4800 га земли, рыбными ловлями на реках Клевень и Обеста, скотным двором в слободке Шутовке, пасекой на 80 ульев; к 1784 г. – 2523 га земли, в том числе строевым лесом, который использовался для «корабельного поделья». В 1789 г. лишилась всех владений, указами императора Павла I от 18 декабря 1787 г. Глинская пустынь была наделена 30 десятинами земли, мельницей и рыбными ловлями, назначено 300 руб. «милостынного подаяния» в год. Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с настоятельством (1817–1841 гг.) Филарета (Данилевского), при котором, по словам Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью». По ходатайству Курского епископа Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 г. Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный Филаретом (Данилевским) по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона. Впоследствии игумен Филарет переписал его уставным письмом и переплёл в кожу. Устав Глинской пустыни состоит из трёх отделов, включавших 36 глав. В первом определён порядок богослужения и трапезы. С 24 часа в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница, совершались утреня, лития, с 6 часов читался Акафист Пресвятой Богородице, с 8 часов совершалась литургия, с 16 часов – вечерня, лития, с 18 часов – повечерие с тремя канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) 5 часов, а в прочие праздники – 4 часа. В воскресенье, в 5 часов утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В монастыре был введён особый Глинский распев, партесного пения Филарет не допускал.

 



 
PR-CY.ru