Словарь по христианству Г ГРОССУ Николай Степанович

ГРОССУ Николай Степанович

ГРОССУ Николай Степанович (1867 – после 1928?  гг.) – протоиерей, профессор Киевской духовной академии, историк церкви, византинист. Родился в семье псаломщика. В 1889 г. окончил Кишинёвскую духовную семинарию, в 1893 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом для подготовки на должность преподавателя церковной и библейской истории в Воронежской духовной семинарии. Однако в 1895 г. по собственной просьбе был переведён преподавателем Священного Писания в Киевскую духовную семинарию. С 1908 г. – доцент кафедры гомилетики и истории проповедничества, тогда же защитил магистерскую диссертацию «Преподобный Феодор Студит: Его время, жизнь и творения» (Киев, 1907 г.). Летом 1909 г. совершил поездку на Ближний Восток «для ознакомления с постановкой церковной проповеди в Православных Восточных Церквах и для изучения некоторых памятников древнехристианского проповедничества». Результаты поездки изложил в представленной Совету академии статье о положении православия на Ближнем Востоке. В 1910 г. приказом Святейшего Синода Н.С. Гроссу был переведён на кафедру истории греко-восточной церкви с утверждением в должности экстраординарного профессора. В 1912–1913 гг. параллельно вёл преподавание на вакантной кафедре истории Древней церкви. В 1913 г. Н.С. Гроссу был возведён в сан протоиерея. С августа 1914 г. по 1917 г. – редактор издания «Трудов Киевской духовной академии». 12–18 апреля 1917 г. на Киевском епархиальном съезде сделал доклад о реформе приходской жизни, направленной на введение принципа самоуправления и выборного начала. В мае 1918 г. вошёл в комиссию, созданную решением объединённого собрания Союза пастырей и приходских Советов Киева для выяснения понятий «церковная автономия» и «автокефалия» и их применения на Украине. Как делегат от Киевской духовной академии на Всеукраинском Православном Церковном Соборе защищал позицию традиционно-консервативного направления в рядах академической профессуры, выступал за автономию, а не за автокефалию православной церкви на Украине, за сохранение церковнославянского языка в богослужении и был избран кандидатом в Киевский епархиальный совет. Сведений о последних годах жизни Н.С. Гроссу у исследователей нет; они полагают, что он ещё был протоиереем в Киеве до 1928 г. Сфера научных интересов Н.С. Гроссу лежала в области богословия, гомилетики и истории церкви в Византии. Основной работой стала его магистерская диссертация о Феодоре Студите как реорганизаторе монастырской жизни и стороннике независимости церкви от императорской власти. Во второй части монографии Н.С. Гроссу анализирует многие творения преподобного Феодора. За эту работу он получил Большую юбилейную премию митрополита Макария. Исследованию отношений церкви и государства, еретическим движениям в эпоху Комнинов посвящена серия статей Н.С. Гроссу в «Трудах Киевской духовной академии». Попытка типологизации церковной проповеди была предпринята им в статье «Исторические типы церковной проповеди». На стыке гомилетики, патрологии и истории написана статья о проповедях Иоанна Златоуста.

 
PR-CY.ru