ГАРМОНИЗАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ – литературный жанр согласования евангельских сообщений о жизни Иисуса Христа. Термин впервые использован Андреасом Осиандером в качестве названия его сочинения «Harmonia evangelica» (1537 г.). Из множества существовавших описаний земной жизни и учения Иисуса Христа церковь избрала в качестве нормативных, канонических четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, признав их богодухновенными. Осуществлённое таким образом определение границ аутентичного с точки зрения церкви письменного евангельского предания позволило выделить его из многообразной литературы о Христе, порождавшейся различными христианскими группами и движениями, нередко противопоставлявшими себя церкви. В то же время признание четырёх неидентичных повествований, имеющих историографический характер, в качестве описаний одного исторического явления и их богодухновенности поставило перед христианскими богословами и экзегетами задачу их гармонизации или истолкования различий, имеющихся между каноническими Евангелиями. Необходимость гармонизации была обусловлена также рядом внешних причин. Прежде всего, различия между Евангелиями стали одним из пунктов критики в адрес церкви со стороны представителей языческой интеллектуальной элиты (Цельс, Порфирий, Гиерокл, Юлиан Отступник), гностиков и манихеев (Фавст), которые интерпретировали их как противоречия и, следовательно, доказательства несостоятельности веры церкви. При этом всесторонней критике подвергались, например, повествования о Рождестве Спасителя и последующих за ним событиях (согласно Мф. 1–2 и Лк. 1–2), о генеалогии Спасителя (согласно Мф. 1:1–16 и Лк. 3:23–38), об истории исцеления гергесинских (гадаринских) бесноватых (бесноватого), по Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–21; Лк. 8:26–40, о Страстях, в частности, слова, сказанные Иисусом на Кресте, в передаче разных евангелистов (Мк. 15:34; Мф. 27:46 ср. с Лк. 23:46; ср. с Ин. 19:30), а также хронология и фактические детали описаний событий, последовавших за Воскресением. В то время как параллельные повествования давали почву для анализа фактических и хронологических различий, особый материал каждого из евангелистов становился основанием для полемики как не имеющий подтверждения в других источниках и потому не заслуживающий доверия. Подобный аргумент использовался, в частности, в отношении преданий о прободении ребра распятого Спасителя копьём и беседе о хлебе жизни (Ин. 19:33 слл.; Ин. 6), предания об ангеле, укреплявшем Спасителя во время молитвы в Гефсимании (Лк. 22:43), а также в отношении отдельных высказываний Спасителя (например, Мф. 5:17 и 8:11). Также критики указывали на смысловые, по их мнению, несоответствия между отдельными высказываниями и делами Спасителя, отражёнными в Евангелиях. Например, слова Христа «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф. 26:11), «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), «не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить» (Мф. 10:28), скорбь Гефсиманской молитвы, а также отношение Спасителя к Моисееву законодательству (согласно Мф. 5:17, 19 и Мф. 12:8; 15:11).

 



 
PR-CY.ru