Словарь по христианству Г ГОСЦЕЛИН, Гозелин

ГОСЦЕЛИН, Гозелин

ГОСЦЕЛИН, Гозелин (ум. в 962 г.) – епископ города Туль (Франция), святитель (память в Западной церкви 7 сентября). Исследователи сообщают, что источники о жизни Госцелина распадаются на несколько групп. Современные ему юридические акты включают грамоты Госцелина и его преемника Герхарда, короля западных франков Карла III Простоватого (898–922 гг.), германского императора Оттона I (936–973 гг.), папы Стефана VIII (939–942 гг.), акты Соборов, в которых принимал участие Госцелин (изданы болландистом Яном Стилингом), агиографические сочинения X – начала XI вв.: «Житие и чудеса св. Мансвета» Адсона, «Житие св. Апра», приписываемое Адсону, «Чудеса св. Берхария» анонимного автора, «Житие св. Герхарда» Виндриха, аббата монастыря св. Апра в Туле, «Житие св. Иоанна, аббата Горце» Иоанна, аббата монастыря св. Арнульфа в Меце. На основе этих источников, а также, как полагают исследователи, народного предания в начале XII в. было составлено Житие Госцелина, вошедшее в «Деяния епископов Туля». Все упомянутые источники сообщают о знатном франкском происхождении Госцелина, некоторые – о его высоком положении при дворе Карла III. Однако, согласно актам королевской канцелярии Карла III, Госцелин занимал скромную должность нотария. В грамоте каноникам кафедрального собора Туля от 4 марта 922 г. говорится о недавней кончине местного епископа Дрогона. Находившийся в это время в Лотарингии Карл III воспользовался случаем, чтобы пригласить на вакантную кафедру верного человека, и его выбор пал на Госцелина. Его хиротония была совершена 17 марта того же года архиепископом Ротгером Трирским. Став епископом, Госцелин не вмешивался в политические дела. В 928 г., после перехода Лотарингии под власть Восточнофранкского королевства, он получил от германского короля Генриха  I Птицелова (919–936 гг.) право взимать торговые пошлины в графстве Туль. Основную деятельность Госцелин сосредоточил на монастырской реформе. В 934 г. преобразовал монастырь св. Апра в предместье Туля. По мнению исследователей, епископ был воодушевлён примером Адальберона I Мецского, который незадолго, в 933 г., реформировал аббатство Горце, поставив туда настоятелем Эйнольда, бывшего архидиакона Госцелина, который перед этим три года провёл в отшельничестве. Автор «Жития св. Иоанна, аббата Горце» пишет, что Госцелин был единственным, кто поддержал презираемого всеми Эйнольда в его стремлении к подвижничеству. Однако в реформаторской деятельности он ориентировался не на Горце, а на клюнийскую реформу. В 934 – начале 935 гг. Госцелин посетил аббатство Флёри, в 930 г. реформированное Одоном из Клюни, откуда привёз кодекс бенедиктинского устава и пригласил монаха Архембальда для восстановления монашеской дисциплины в монастыре св. Апра в соответствии с бенедиктинской практикой. Кроме Архембальда, ставшего аббатом, Госцелин пригласил сюда учёных монахов Адсона из Люксёя и Альбериха из монастыря св. Аполлинария в Реймсе, благодаря которым обитель св. Апра стала центром образования.

 



 
PR-CY.ru