ГОНОРАТ

ГОНОРАТ (V в.) – епископ города Массилия (современный Марсель, Франция), церковный писатель, автор «Жития свт. Илария Арелатского». Основным источником о жизни Гонората является небольшая заметка о нём у Геннадия Марсельского, а также те сведения, которые автор сообщает о себе в Житии Илария Арелатского. Ученик Илария, Гонорат, как полагают исследователи, был монахом основанного им в Арелате (современный Арль) монастыря. О некоторых событиях из жизни Илария он пишет как очевидец, многих его учеников он знал лично. Епископом Массилии Гонорат стал не раньше 475 г., когда упоминается ещё его предшественник Грек, и занимал эту кафедру до начала понтификата папы Геласия I (492–496 гг.), который, по словам Геннадия, похвально отзывался о его проповеднической деятельности. Геннадий называет Гонората церковным ритором и пишет, что многие епископы уступали ему свою кафедру для проповеди. По мнению исследователей, как проповедник Гонорат повлиял на Кесария Арелатского. Из многочисленных гомилий Гонората, о которых упоминает Геннадий, ничего не сохранилось. П. Кенель на основании сравнения стиля считает возможным приписать Гонорату авторство «Слова о чуде св. Генесия Арелатского», но С. Кавеллин доказал, что эта проповедь принадлежит, скорее, самому Иларию Арелатскому, а не его ученику. Из всех произведений Гонората до нас дошло только «Житие свт. Илария Арелатского», которое Геннадий Марсельский называет лучшим его сочинением. Это Житие является одним из выдающихся памятников ранней латинской агиографии. Гонорат много цитирует сочинения других авторов, например, святителя Евхерия, епископа Лионского и Илария Арелатского. Благодаря этому до нас дошли небольшие стихотворные фрагменты Эдесия, арелатского поэта, посвящённые Иларию, а также послание к нему префекта Рима Авкcилиария. Кроме латинской словесности (Павлин Ноланский, Августин Блаженный) Гонорат также был хорошо знаком с сочинениями святителя Григория, епископа Нисского (энкомионам которого он явно подражает), и, возможно, святителя Григория Богослова. Помимо вопросов аскетического богословия автор касается и актуального в его время спора о действии Божественной благодати. В Житие Гонорат вставляет предсмертное увещание Илария, в котором приписывает ему учение о «предшествующей подвигу Божественной благодати» («gratia praecedente industria subsequente»), которая «изменяет человеческую волю к лучшему» («humanum arbitrium divina praecedens gratia commutaret in melius»). Таким образом, у Гонората  исследователи находят вполне сформировавшееся учение, утверждённое на втором Аравсионском соборе (529 г.), об абсолютной испорченности свободной воли, вытекающей из греховности человеческой природы, которая без предварительного воздействия на неё Божественной благодати сама по себе неспособна к добру, и, следовательно, в деле спасения всегда сначала действует благодать, а затем следует человеческий подвиг («industria subsequente»). Ж.П. Вейс считает, что Гонорат приписал Иларию эту доктрину, сформировавшуюся несколько позднее. Иларий, по его мнению, по своим взглядам более близок к учениям Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского, которые не признавали свободную человеческую волю изначально неспособной стремиться к добру. Напротив, П. Курсель находит элементы учения о «предшествующей благодати» у Илария, в рассказе о своём обращении. Однако если Иларий и рассматривает своё обращение как чудо (подобно Августину Блаженному), совершённое по Божественной благодати, действовавшей через Арелатского епископа Гонората, тем не менее, он далёк от теоретического осмысления этого учения, которое свойственно Гонорату.

 
PR-CY.ru