Словарь по христианству Г ГЕНЕСИЙ

ГЕНЕСИЙ

ГЕНЕСИЙ (ум. около 710 г.) – граф Арвернский, святой (память в Западной церкви 5 июня). Небольшое Житие, изданное болландистами по тексту из современного им Шамальерского Бревиария, хотя и составлено в позднем Средневековье для литургических целей, имеет мало фактических расхождений с достоверными памятниками меровингской эпохи, где упоминается Генесий. К ним относятся два Жития св. Преекта (ум. в 675/676 г.), датируемые концом VII в., и Житие св. Менелия Менатского (ум. около 700 г.), восходящее к VIII в., содержащее сведения о последних днях жизни Генесия. Согласно Бревиарию, родителей Генесия звали Андустрий и Транквилла. Местом его рождения в этом тексте ошибочно указывается Кордуба (современная Кордова, Испания); исследователи полагают, что это, скорее всего, искажённое Кордубан (современный Кордуан) – остров у берегов Аквитании в устье реки Гарумны (современная Гаронна). Уже в детстве Генесий проявлял добродетель и совершил чудо, исцелив слепого по имени Гонд. Позднее стал комитом Арвернии (историческая область Овернь, Франция), однако неизвестно, занимал ли он эту должность уже при короле Австразии Хильдерике II (662–675 гг.). Генесий исцелил в городке Мавриак глухого, пребывая в своём имении Авла-Мавра близ крепости Комброния (современный Комбронд, Франция, департамент Пью-де-Дом), предавался аскезе. Когда умер Гаривальд, епископ города Арверн (современный Клермон-Ферран), занимавший кафедру всего сорок дней, народ потребовал, чтобы епископом стал Генесий, но тот отказался, ссылаясь на то, что каноны запрещают возводить мирянина сразу в епископский сан. Он предложил кандидатуру св. Преекта, настоятеля монастыря Кантоний (современный Шантуан), и направил его к королю Хильдерику II для утверждения. Генесий содействовал новому епископу в устройстве монашеской жизни в епархии. В частности, вместе с епископом и его поверенным кустодом (экономом) Еводием основал монастырь Камаларии (современный Шамальер) к востоку от города Арверна, где ввёл общежительный устав на основе правил святых Кесария, епископа Арелатского, Колумбана и Бенедикта Нурсийского. Первоначально монастырь был женским и находился под управлением настоятельницы Гундиланы; вскоре по ирландскому образцу монастырь Камаларии стал ещё и мужским. Он имел пять храмов: общие – Спасителя, Пресвятой Девы Марии и Воздвижения Креста, женская община – в церкви апостолов Петра и Павла, мужская община – в церкви св. Кикилии. В каролингскую эпоху (IX–X вв.) монастырь считался бенедиктинским; согласно одной надписи IX в., здесь находились частицы мощей св. Фёклы. Исследователям неизвестно, как отреагировал Генесий на убийство св. Преекта в 675 г., совершённое префектом Массилии Гектором, который хотел заполучить богатства Арвернской церкви. Автор Жития из Шамальерского Бревиария сообщает, что впоследствии Генесий передал монастырь Камаларии в полную юрисдикцию епископа Арверна св. Бониту (690 – после 700 гг.), второму преемнику Преекта. В конце VII в. Генесий упоминается в окружении св. Менелия, настоятеля монастыря Менат (современный Мена, в 20 км к северу от Клермон-Феррана), которому он передавал большие пожертвования. Генесий присутствовал при кончине св. Менелия около 700 г., скончался, как полагают исследователи, вскоре после этого времени и был погребён св. Савином, преемником Менелия, в крепости Комброния, где хранятся его мощи. Как сообщается в Шамальерском Бревиарии, на могиле святого неоднократно совершались чудеса.

 
PR-CY.ru