ГУМИЛЁВ Николай Степанович - Страница 2

В результате у Н.С. Гумилёва сложилось определённое художественное мировидение, в центре которого находился авантюрист-завоеватель, «поэт-рыцарь», проходивший жизненное поприще как предначертанный судьбой путь волевого самоутверждения через открытие новых горизонтов. Первый сборник «Путь конквистадоров» (1905 г.), отмеченный ультраромантическим пафосом покорения экзотических земель, был оценён как откровенно слабый и критикой, и позднее самим автором. Примеры сходного мировидения дают созданные впоследствии стилизации в духе куртуазной неоренессансной прозы на темы рыцарских подвигов крестоносцев на Святой земле. В новелле «Золотой рыцарь» (1908 г.) Спаситель предстаёт в образе «изысканно-вежливого» «герольда» на белоснежном коне, вызывающего на турнирный поединок «благочестивых рыцарей». В 1908 г. была написана эротико-романтическая легенда «Дочери Каина», «развивающая» ветхозаветный сюжет. В ранних сборниках Н.С. Гумилёва – «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы» (1908 г.) – религиозная образность, по большей части, ещё не выходит за пределы традиционных штампов. Одним из основных персонажей вошедших в них стихотворений стал Люцифер, окружённый ореолом «таинственной притягательности» – баллада «Пять коней подарил мне мой друг Люцифер…», «Влюбленная в дьявола» и т. п. В Париже Н.С. Гумилёв интересовался оккультизмом, спиритизмом, но это увлечение было недолгим и поверхностным. В письме к В.Я. Брюсову от 11 ноября 1911 г. он свидетельствовал: «Когда я уезжал из России, я думал заняться оккультизмом. Теперь я вижу, что оригинально задуманный галстух или удачно написанное стихотворение может дать душе тот же трепет, как и вызыванье мертвецов, о котором так некрасноречиво трактует Элифас Леви». Поэтическая героика Н.С. Гумилёва питалась сформированной у него уже с ранних лет убеждённостью в собственной уникальной духовной миссии. Максимализм представлений о своём призвании молодого Н.С. Гумилёва иллюстрирует описание Зинаиды Николаевны Гиппиус первой встречи с поэтом в 1907 г. в Париже: «… Говорит, что он один может изменить мир. “До меня были попытки… Будда, Христос… Но неудачные”». Тяга Н.С. Гумилёва к географической экзотике соединялась с поэтическими представлениями поэта о «диких землях», населённых народами, которые несут генетическую память о культуре предшествующих рас и хранят «духовные тайны», потерянные современной Европой. После путешествий в 1910 г. на Восток Н.С. Гумилёв издал сборник «Жемчуга» и осмысливал этот этап как переломный в своём творческом пути. В «Жемчугах» впервые появляются в чистом виде христианские и новозаветные мотивы – Креста Господня, вскрывающего «ужас древнего соблазна» пред взором падшего человечества («Потомки Каина»), Спасителя, шествующего по земле с призывом следовать за Ним («Христос»), и т.д. Эти мотивы порой становятся объектом творческих экспериментов в развитии темы.

 



 
PR-CY.ru