ГРИЛЛЬМАЙЕР Алоис

ГРИЛЛЬМАЙЕР Алоис (1910–1998 гг.) – немецкий иезуит, кардинал, богослов, исследователь истории византийской церкви. Происходил из многодетной крестьянской семьи. Окончив гимназию в Регенсбурге (1929 г.), вступил в орден иезуитов (11 апреля 1929 г.). Изучал философию в иезуитском институте в Пуллахе близ Мюнхена (1931–1934 гг.), богословие в Валкенбурге (Нидерланды, 1934–1936 гг.) и Франкфурте-на-Майне (1936–1938 гг.). 24 июня 1937 г. рукоположён во пресвитера. В феврале 1942 г. защитил диссертацию по богословию (Фрайбург-им-Брайсгау), до апреля 1944 г. служил в вермахте. По ходатайству руководства ордена иезуитов был демобилизован, затем преподавал догматику и историю догматов в Пуллахе и в Бюрене (Вестфалия). В 1950 г. иезуитский богословский факультет был переведён из Пуллаха во Франкфурт-на-Майне, где Алоис Грилльмайер преподавал фундаментальное богословие и догматику до выхода на пенсию (1978 г.). Был советником-экспертом на втором Ватиканском соборе (1962–1965 гг.), в 1963–1965 гг. входил в состав Богословской комиссии, участвовал в подготовке соборных догматических конституций о церкви «Lumen Gentium» и о Божественном Откровении «Dei Verbum». Алоис Грилльмайер был сотрудником журналов «Scholastik» (1964–1965 гг.) и «Theologie und Philosophie» (1966–1977 гг.), консультантом комиссии «Pro Oriente» (Вена), которая занимается диалогом Римско-католической церкви с Восточными христианскими церквами. Почётный доктор университетов Майнца (1971 г.), Бамберга (1990 г.), член-корреспондент Баварской Академии Наук (1993 г.). 26 ноября 1994 г. папа Римский Иоанн Павел II (1878 – 2005 гг.) возвёл его в достоинство кардинала-диакона римской диаконии св. Николая. В 1951 г. Алоис Грилльмайер выпустил трёхтомный сборник очерков «Das Konzil von Chalkedon» («Халкидонский Собор»; в соавторстве с Г. Бахтом). В 1965 г. началась публикация капитального исследования Алоиса Грилльмайера по истории древнеправославной христологии «Jesus der Christus im Glauben der Kirche» («Иисус Христос в церковном вероучении»). В этой работе отразилось повышенное внимание к восточному богословию, характерное для католических учёных после второго Ватиканского собора. Алоис Грилльмайер исследовал учение о Христе в керигматическом, вероучительном и рефлективном аспектах, при этом подчёркивал, что изучает именно предание церкви, а не мнения отдельных исследователей. Он рассматривал историю христологии, опираясь на теории «языковой неадекватности» и «конкурирующих христологических моделей».

 



 
PR-CY.ru