ГРИГОРЬЕВ Пётр Григорьевич

ГРИГОРЬЕВ Пётр Григорьевич (1835–1900 гг.) – регент, автор духовно-музыкальных сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-издатель церковно-певческого репертуара. Детство и отрочество П.Г. Григорьева прошли в Москве в среде малолетних певчих Чудовского хора в те годы, когда к управлению хором Филарет (Дроздов) привлёк молодого талантливого регента Фёдора Алексеевича Багрецова. Здесь, в хоре, не только пели, но и изучали общеобразовательные предметы и музыкальную грамоту. Выйдя из хора в начале 1850 гг., П.Г. Григорьев поступил в регентский класс Придворной певческой капеллы. В это время капелла по инициативе Алексея Фёдоровича Львова приступила к подготовке нового контингента регентов. После получения аттестата П.Г. Григорьев уехал в провинцию, где в общей сложности проработал более сорока лет с церковными хорами, в основном, в небольших уездных городах Московской, Орловской, Оренбургской, Тамбовской и Тверской губерний: в 1850–1860 гг. – в Серпухове (с хором Троицкого собора) и в Ливнах, в 1870–1880 гг. – в Оренбурге, в 1890 гг. – в Моршанске и Бежецке. Накопив богатый опыт регента-практика и собрав большую библиотеку певческих рукописей, П.Г. Григорьев приступил во второй половине 1880 гг. к изданию сочинений, которые, на его взгляд, представляли интерес для исполнителей и слушателей и так или иначе были связаны с его регентской деятельностью. Основу этого собрания составляют образцы церковной музыки первой половины XIX в.: песнопения безымянных авторов с сохранением всевозможных украшений и соло, а также общеизвестные в практике церковных хоров сочинения, изложенные исключительно для четырёхголосного смешанного хора. П.Г. Григорьев выступил в качестве аранжировщика и редактора этой литературы, что отражено в издании термином «положил на 4 голоса». Публикуя сочинения и переложения сочинений Ростовского митрополита Димитрия (Туптало), Дмитрия Степановича Бортнянского, Степана Аникиевича Дегтярёва, Артемия Лукьяновича Веделя, протоиерея Петра Турчанинова, архимандрита Феофана (Александрова) и иеромонаха Виктора (Высоцкого), П.Г. Григорьев не указывал, за редким исключением, имя автора композиции, поэтому они могли восприниматься как его сочинения. По мнению исследователей, своих сочинений и переложений (знаменного, киевского, греческого и местных распевов) у него не так много, и они выполнены в том же мелодико-гармоническом стиле, что и все остальные сочинения, правда, в более поздних явственнее заметна связь с новыми веяниями в церковной музыке. Всего П.Г. Григорьев издал на собственные средства в московской литографии В. Гроссе 81 сочинение (сюда входят также два номера – Dies irae и Lacrimosa с русским текстом – из «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта и часть оратории Йзефа Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте» на русском языке): в 1886 г. – № 1–31, в 1888 г. – № 32–40, в 1890 г. – № 41–65, в 1892–1893 гг. – № 66–81. Затем он продал права издательству Петра Ивановича Юргенсона, которое повторило эту серию также в четырёх выпусках в 1891–1896 гг. Издания П.Г. Григорьева представляют тот репертуар, который сложился в певческой практике русской провинции в 1850–1880 гг. П.Г. Григорьев является автором небольшой работы «О церковном православном пении и певчих», опубликованной первоначально в «Оренбургских епархиальных ведомостях» (1882 г. № 9) и напечатанной отдельно в Оренбурге в 1889 г. под названием «О православном церковном пении», а затем в Москве в 1897 г.

 
PR-CY.ru