ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович - Страница 3

В середине 1840 гг. А.А. Григорьев создал цикл стихотворений «Гимны», представлявший собой ряд переводов из немецкого масонского сборника (Полное собрание песен для масонов. Берлин, 1813 г.). Гимны были предназначены для исполнения в ложах при совершении обрядов. Масонская тематика присутствует и в повестях А.А. Григорьева «Один из многих» (1846 г.) и «Второй из многих» (1847 г.). В конце 1840 гг. он отошёл от прежних увлечений, был чужд западничеству, проявлял симпатии к славянофильству, но оно казалось ему слишком «барственным», помещичьим по духу, далёким от народа. Для А.А. Григорьева был характерен резкий антиклерикализм, неприятие церковной бюрократии, в письме к Михаилу Петровичу Погодину от 11 мая 1859 г. он упоминал о «Церкви иже о Христе жандармствующих». При этом он (особенно с 1850 гг.) ощущал себя в рамках православной традиции, понимая её предельно вольно. В письме к М.П. Погодину от 25 августа 1859 г. он заявлял: «Под Православием разумел я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, которому суждено ещё жить и дать новые формы жизни, искусства, в противоположность другому, уже отжившему и давшему свой мир, свой цвет началу – Католицизму. Что это начало на почве Славянства, и преимущественно Великорусского Славянства, с его широтою нравственного захвата, должно обновить мир – вот что стало для меня уже не смутным, а простым верованием». А.А. Григорьев считал свои взгляды близкими к «народному» восприятию православия. К духовно значимым православным традициям, укрепившимся в народе, он относил бессребреничество, «жалостливость» (сострадание чужому горю), предпочтение «правды совести» формальной «правде закона». А.А. Григорьев отмечал, что «народное» православное миропонимание чуждо обрядности и созвучно самому «естеству жизни». Он проявлял уважение к взглядам архимандрита Феодора (Александра Матвеевича Бухарева), противопоставлял «народное» православие (к которому причислял и старообрядчество) не только официальной православной церкви, но и католицизму. В письме к Аполлону Николаевичу Майкову от 24 октября 1857 г. признавал величие католицизма в прошлом, а в настоящем видел в нём «язычество, мифологию, а не христианство. Всё, что Православие сохранило как символ, как линии – напоминающие и возводящие к иному миру, – католичество развило в мифы, отелесило так, что видимое заменило собою невидимое». А.А. Григорьев считал папство «низведением Царства Божия на землю, в определённые, прекрасные, но чисто человеческие идеалы». В начале 1860 гг. наряду с Ф.М. Достоевским и Н.Н. Страховым стал одним из основателей почвенничества в России. Многие идеи этого общественно-литературного направления оформлялись ещё раньше, в статьях А.А. Григорьева в «Москвитянине». Как почвенник он отвергал революционную «разинщину», нигилизм, утилитаризм в искусстве и жизни, «религию плоти и практичности», воинствующий атеизм, верил в то, что жизнь должна естественно развиваться из «народной почвы», что для неё губительна насильственная ломка веками сложившихся патриархальных устоев и традиций.

 



 
PR-CY.ru