ГОТЫ - Страница 5

Обращение в христианство стало для готов событием большой политической важности. Большинство придунайских готов воспринимали христианство как составную часть римского образа жизни, который они или принимали, или отвергали в зависимости от отношения к империи. Христианизация готов проходила в несколько этапов. Первое упоминание о принятии частью готов христианства в форме арианства связано с деятельностью Готского епископа Вульфилы, проповедовавшего в Готии в 341–348 гг. Юность Вульфила провёл при дворе императора Константина I Великого, где сопровождал готов-заложников, гарантов договора 332 г. Он был свидетелем проявлений открытой симпатии к арианам императоров Константина и Констанция. Значительное влияние на Вульфилу оказал Евсевий Кесарийский. После девяти лет пребывания в Константинополе Вульфила в 341 г. отправился к придунайским готам и пробыл у них до 348 г. Находясь среди готов, Вульфила перевёл на родной (готский) язык часть Библии. Для этого он создал особый алфавит, так называемое вестготское или готское письмо, отказавшись от использования языческого рунического письма. Выполненный Вульфилой перевод сохранился в «Серебряном кодексе» («Codex Argenteus»). Исследователи полагают, что Вульфиле принадлежит и составление готского календаря. Перевод Библии и миссионерская деятельность Вульфилы способствовали дальнейшему обращению готов. Они исповедовали христианство в форме арианского учения, которое воспринималось в то время в качестве римского государственного культа. Не последнюю роль сыграл и авторитет Вульфилы, разделявшего арианскую идею об иерархичности Святой Троицы. К 370 гг. верхушка придунайских готов была ещё, в основном, языческой, но часть рядовых готов, некоторые вожди и члены домов предводителей войска приняли христианство. Первые гонения 347–348 гг. на готов-христиан привели к тому, что в Готии многие мужчины и женщины стали мучениками. В 348 г. готы-ариане вместе с Вульфилой были изгнаны из страны. Письменная традиция утверждает, что Вульфила вывел из Готии «огромный народ». С разрешения императора Констанция беженцы поселились в Нижней Мёзии у подножия Гема в районе Никополя-на-Истре. Эти «малые готы» («Gothi minores») основали здесь свою общину. В знак благодарности за предоставление земель для поселения в готском церковном календаре императору Констанцию был посвящён день 3 ноября. В 360 г. Вульфила принял участие в Константинопольском соборе, где поддержал ариан. С момента переселения в империю эти «малые готы» жили автономно по отношению к сородичам за Дунаем. В 370 гг. они отказались участвовать в выступлении Фритигерна, не ушли вместе с Аларихом в Италию. Чуждые окружавшей их этнической среде, эти готы проживали небольшой компактной группой и даже через 200 лет сохранили замкнутый образ жизни. Распространение христианства у готов связано также и с деятельностью Авдия, сосланного императором Констанцием в Готию. Общины последователей Авдия просуществовали до 372 г.; затем некоторые переселились в Антиохию и на Евфрат, другие стали православными христианами. Христианизация основной массы готов завершилась между 382 и 395 гг., когда они уже находились в пределах империи.

 



 
PR-CY.ru