ГРИГОРЕВСКИЙ Митрофан Семёнович - Страница 2

Основной вывод М.С. Григоревского состоит в том, что «главной целью христианского брака является не рождение детей, как во вне-христианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Чадорождение – второстепенная цель брачного союза». М.С. Григоревский особенно подчёркивал святоотеческий взгляд на брак как на нерасторжимый союз, прекратить который могут только смерть и грех прелюбодеяния (равносильный по действию смерти). В учении Иоанна Златоуста, согласно М.С. Григоревскому, отдельные мысли о брачном союзе предшествовавших и современных ему св. отцов и учителей церкви «объединяются и получают всестороннее раскрытие», в силу чего «оно может служить самым точным и верным выражением общецерковных воззрений на брачную жизнь». В заключительном разделе М.С. Григоревский провёл сравнительный анализ воззрений Августина Блаженного и Иоанна Златоуста «как выразителей учения Западной и Восточной церкви о брачном союзе». В других сочинениях (по психологии обучения, школоведению, в кратких очерках о Николае Ивановиче Пирогове, Константине Петровиче Победоносцеве, разных брошюрах «на злобу дня» с православно-апологетическим направлением) М.С. Григоревский выступал сторонником религиозного воспитания детей, полемизируя с направлением безрелигиозного, так называемого гражданско-добродетельного, воспитания. При этом он был против преподавания Закона Божия в соответствии со схемами и формулами догматического богословия; по его мнению, залог успешного преподавания и усвоения Закона Божия – в указаниях на примеры святых, а также великих деятелей христианской церкви, своей жизнью засвидетельствовавших её спасительные истины. В сочинении «Дух и плоть» он полемизировал с теми представителями русского декадентства и ницшеанства, которые считали, что «основное христианское настроение так удушливо, тоскливо, печально и скорбно, что христиане умеют только умирать в Боге, а жить в Нём не умеют». М.С. Григоревский утверждал в противовес им, что именно христианские аскеты наиболее глубоко осознавали красоту мира как космоса и призывали «молиться о птицах, зверях и о всех тварях Божиих».



 
PR-CY.ru