ГРАБОВАЦ - Страница 2

После встречи с патриархом Арсением аббат бенедиктинского монастыря в Сексарде Андраш Петерффи, ведавший вопросами, связанными с инославными подданными империи в Тольне, подписал грамоту, по которой Грабовцу возвращались владения, отнятые раньше австрийской властью. По указу патриарха Арсения с 28 июня 1694 г. в монастыре находилась кафедра митрополита Будимского и Стольно-Белградского Евфимия (Поповича; 1695–1700 гг.), что способствовало развитию монастыря. Грабовац и окружающие сёла были полностью разграблены и опустошены в ходе венгерского восстания во главе с Ференцом Ракоци в 1703 г. Игумен Георгий и несколько монахов спаслись в монастыре Шишатовац. 29 июля 1711 г. аббат Сексардского монастыря Михай Мереи в письме просил сербских монахов вернуться в Грабовац и обещал помощь. 1 октября того же года он подписал документ из шести пунктов, подтверждавший права монастыря и освобождавший монахов от уплаты налогов в казну католической церкви. В 1712 г. австрийские власти содействовали реставрации церкви в Грабовце, ожидая помощи монахов в усмирении сербских гайдуков, которые выступали против властей. 31 августа 1729 г. братия приняла устав Грабовца из 13 пунктов, который затем одобрили митрополит Белградский Моисей (Петрович) и епископ Сегедский и Мохачский Максим (Гаврилович), в чьём подчинении находилась обитель. В это время в Грабовце открылась школа для детей. 4 мая 1736 г. по благословению епископа Будимского Василия (Димитриевича) в монастыре началось строительство нового храма вокруг старого, купол возводился над прежним куполом. Первую литургию в соборе отслужили 13 августа 1738 г., полное освящение храма состоялось через три года. Крестообразный в плане храм (северный и южный рукава креста слабо выражены) перекрыт 2-скатной кровлей; над средокрестием помещён невысокий четверик со срезанными углами, увенчанный башенкой с шатровым покрытием. Стены храма оформлены филенками, небольшими полуциркульными окнами, прорезными крестами. Над западным входом помещён щипец, переходящий в нижний ярус колокольни, оформленной в барочном стиле. Иконы для иконостаса (1738–1768 гг.) написаны в академическом стиле В. Остоичем из Нови-Сада, искусная, вызолоченная резьба в стилистике барокко создана Иоанном Лаубром из Осиека. Состав иконостаса не отвечал средневековым православным канонам. Так, в центре второго яруса размещена икона «Коронование Богородицы», сюжет и иконография которой заимствованы из западноевропейского искусства, по сторонам – образы 12 апостолов; евангельские сюжеты за отсутствием праздничного ряда помещены в овальные картуши под ростовыми иконами Спасителя и Богородицы в местном ряду. Традиционное расположение в местном ряду небольших икон небесных покровителей храма, архангелов Михаила и Гавриила, сохранено, но иконы смещены вверх – над северными (с образом архидиакона Стефана) и южными (с образом Иоанна Златоуста) алтарными вратами. Прорезные царские врата (мотив виноградной лозы) украшены каноническим сюжетом «Благовещение». Иконостас венчает «Распятие с предстоящими», по сторонам в три уровня помещены изображения 12 пророков. Над северным клиросом – образы святых Симеона Немани и Стефана Штиляновича, над южным – св. Стефана, деспота сербов, и царя Давида.

 



 
PR-CY.ru