ГОРНОСТАЕВ Фёдор Фёдорович

ГОРНОСТАЕВ Фёдор Фёдорович (1867–1915 гг.) – архитектор, историк русского искусства, педагог. Родился в старообрядческой семье. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе (1892 г.). В 1893–1895 гг. учился в Академии Художеств в мастерской профессора Антония Осиповича Томишко, работал в мастерских петербургских архитекторов, в том числе Владимира Васильевича Суслова. После окончания получил звание архитектора-художника, был направлен в годичную командировку по северным русским городам для изучения памятников русского зодчества (1896–1897 гг.), затем на один год для усовершенствования за границу. С 1899 г. до конца жизни преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве историю русского искусства. В 1900–1910 гг. – преподаватель русского искусства в Императорском Строгановском училище, в 1907–1909 гг. – в Московском археологическом институте. С 1900 г. – член-корреспондент, с 1904 г. – действительный член Московского археологического общества (МАО), работал в Комиссии по сохранению древних памятников. В 1907 г. выезжал в Курск для освидетельствования работ по реставрации кафедрального собора Казанской Божьей Матери. Принимал участие в комиссиях МАО по реставрации стен Московского Кремля, Сухаревой башни, Крутицкого теремка, церкви Вознесения в Коломенском и других памятников. Ф.Ф. Горностаев являлся одним из устроителей XIV Археологического съезда в Чернигове (1908 г.) и автором «Программы исследований» (1906 г.) для него, в которой продемонстрировал необходимость изучения древних памятников на основании их подробной фиксации в виде обмеров, чертежей, фотографий, составления исторических описаний по библиографическим и архивным данным. Он первым из исследователей изучил и обмерил памятники Черниговской губернии: собор Рождества Богородицы в Козельце, церковь во имя Трёх святителей в имении Разумовских Лемеши, церковь во имя великомученицы Екатерины в усадьбе Завадовского Ляличи, церковь Покрова в Романовке Мглинского уезда. Ф.Ф. Горностаев публиковал статьи по истории отечественного искусства в изданиях МАО и Археологических съездов, Московского отделения Императорского русского технического общества, Московского архитектурного общества; для «Истории русского искусства» Игоря Эммануиловича Грабаря написал раздел «Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы».

 



 
PR-CY.ru