ГНУСИН Сергей Семёнович - Страница 3

Два пространных сочинения С.С. Гнусин посвятил теме антихриста, активно обсуждавшейся в старообрядческой книжности с конца XVII в. Около 1820 г. написал «Книгу об антихристе... нарицаемую Глубина премудрости Божией или Откровение тайны Божией», в четырёх частях (Российская государственная библиотека, 1820 г.). В двух основных частях «Книги» («Слове святого и преподобного отца нашего Ефрема Сирина о антихристе протолковано многими святыми отцы» и «Слове мученика Ипполита, папы Римского, в толковании же многих святых отцов») объясняются «Слово (38) на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста» Ефрема Сирина и сочинение Ипполита Римского «О Христе и антихристе», для чего автор использует выдержки (более 300) из творений Иоанна Златоуста, преподобных Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина, Василия Великого, Максима Пелопоннесского, Климента Александрийского, Нила Сорского, из «Ареопагитик», а также из сочинений Димитрия Ростовского, митрополита Стефана (Яворского), учителей старообрядчества Аввакума, Федора и др. «Книга» содержит также «много... своего сочинения, согласующегося всему Священному Писанию на нынешнее время». В трактовке антихриста С.С. Гнусин во многом следует за «новыми» («внешними») авторами, более всего за Иоганном Генрихом Юнгом-Штиллингом, считавшим, что события во Франции на рубеже XVIII–XIX вв. свидетельствуют о близости конца света, а Наполеон – это последний антихрист. Этой же теме посвящено сочинение С.С. Гнусина «Толкования на Слово 105 о антихристе преподобного отца Ефрема Сирина» (Российская государственная библиотека, 1820–1821 гг.). В качестве источников для толкований он использует Священное Писание, Апокалипсис, Четьи-Минеи, «Книгу о вере», Кириллову книгу, труды Максима Грека и священномученика Киприана (в старообрядческой традиции считалось, что в этом сочинении С.С. Гнусин прочитал имя Наполеона как имя антихриста, но этот сюжет в сочинении отсутствует). Исследователи предполагают, что с ним может быть связана изданная современными последователями федосеевства «Книга Зерцало таинств и конца всемирного» (М., 2004 г.). Оппоненты С.С. Гнусина в доносах на него исказили многие факты его биографии и смысл его трудов, создали образ «ужасного изувера», лукавой «семиименной особы», перекочевавший в том числе и в современную историографию. Основываясь на этом недобросовестном источнике, многие старообрядческие авторы и исследователи безосновательно считают С.С. Гнусина автором апокрифического «Апокалипсиса седмитолкового». С.С. Гнусин был талантливым художником (украсил миниатюрами и орнаментами рукопись «Книги об антихристе» – Российская государственная библиотека), искусным каллиграфом, писал, подражая старопечатному шрифту.



 
PR-CY.ru