ГЛИНКА Фёдор Николаевич - Страница 3

В «Очерках Бородинского сражения» (М., 1839 г. 2 ч.) Ф.Н. Глинка выступил как один из первых историков Отечественной войны. Во время Крымской войны 1853–1856 гг. всенародную известность получили его стихотворения «Ура» («Ура!.. На трёх ударим разом!») и «Голос Кронштадту» (оба 1854 г.). Среди писателей-современников он отличался возвышенным христианским умонастроением, даже в пору членства в тайных обществах декабристов. Его преимущественно религиозные интересы, склонность к мистицизму с годами только усиливались и часто вызывали недоумения и насмешки (говорили, что Ф.Н. Глинка, «начитавшись Библии, сошёл с ума»). С 22 февраля 1822 г. его стали посещать «видения», которые он записывал, усматривая в них провиденциальный смысл. В середине 1850 гг. увлекался спиритизмом, протоколировал происходившее на сеансах. При этом сам он считал, что остаётся в рамках православной традиции. Большинство его поэтических произведений отличаются религиозным содержанием, он «сделал религиозное чувство и христианския нравоучения пафосом своей поэзии». Ф.Н. Глинка отчасти следовал путём авторов духовных од XVIII в. «Лёгкие» темы частной жизни в его стихах редки. В его лирике главное место занимают переложения псалмов и вариации (порой весьма вольные) на их темы. В сборнике «Опыты Священной поэзии» (СПб., 1826 г.) для большей части стихотворений подобраны эпиграфы из Псалтири. Сюда вошли свободные размышления на темы псалмов, горькие сетования на мирскую неправду, гонителей, собственную греховность и слабость, взывания к суду и помощи Божьей («Вопль раскаяния», «Молитва души», «Тоска» и др.). Встречаются прямые переложения псалмов, звучащие, однако, как остро актуальные гражданские оды (например, «Плач пленных иудеев», переложение 136-го псалма), а также переложения из пророка Исаии («Призвание Исайи», «Глас Бога избранному Его») и др. В псалмах Ф.Н. Глинки непосредственно явлено личное, интимное чувство поэта, поэтому их часто называют «элегическими». В книге «Опыты аллегорий, или Иносказательных описаний в стихах и прозе» (СПб., 1826 г.) вошли его стихотворения средних жанров – апологи, баллады, идиллии, послания, элегии. Каждое из них содержит моральный или философский урок, преподанный в «изящной» поэтической форме. В прозаических отрывках – загадки, иносказательные описания общих понятий: истины («Знакомая незнакомка»), порока («Незнакомый знакомец»), смерти («Страшная гостья»), совести («Прекрасное соседство») и др. В поэмах Ф.Н. Глинки религиозная проблематика находится на первом плане (это не относится только к первой романтической поэме «Дева карельских лесов», 1828 г. Издание: Петрозаводск, 1939 г.).

 



 
PR-CY.ru