Словарь по христианству Г ГЛАЗУНОВ Александр Константинович

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865–1936 гг.) – русский композитор, дирижёр и педагог. Из семьи крупнейших книгоиздателей и книготорговцев Глазуновых (фирма основана в 1782 г., к 1903 г. выпустила около 900 изданий, в том числе исторических, педагогических, научных трудов). Занимаясь с детства музыкой, А.К. Глазунов не обучался ни в каком специальном учебном заведении; «консерваторией» стали для него частные уроки Николая Андреевича Римского-Корсакова. Феноменальные способности А.К. Глазунова позволили ему успешно дебютировать с масштабным сочинением («Первой симфонией») уже в 16 лет; несколькими годами позже, при содействии музыкального мецената купца Митрофана Петровича Беляева, А.К. Глазунов начал выступать как дирижёр не только в Санкт-Петербурге, но и за границей. С 1899 г. – профессор Санкт-Петербургской консерватории, после 1905 г. и до отъезда за рубеж в 1928 г. – её первый выборный ректор. Основные жанры творчества А.К. Глазунова – инструментальные, прежде всего, симфонические (восемь симфоний, сюиты, увертюры, поэмы, фантазии и проч.). А.К. Глазунов также автор трёх балетов («Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»): они с успехом ставились в императорских театрах, но, по сути, тоже имеют самостоятельную симфоническую форму. Обладая уникальной музыкальной памятью, А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым завершил после смерти Александра Порфирьевича Бородина оставшуюся незаконченной оперу «Князь Игорь» (третье действие), записал на слух её увертюру, а также и первую часть незавершённой «Третьей симфонии» А.П. Бородина. О степени общественного признания искусства А.К. Глазунова в России свидетельствует тот факт, что именно ему была заказана «Коронационная кантата» на восшествие на престол императора Николая II (1895 г.; кантату к коронации императора Александра III сочинил Пётр Ильич Чайковский). А.К. Глазунов создал также кантатные произведения к 100-летию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, к открытию первой Государственной думы, к 50-летию Санкт-Петербургской консерватории и проч. Его творчество сначала развивалось в русле так называемой петербургской школы («Могучая кучка» и её продолжение – Беляевский кружок); в ранних произведениях он очень близок своим наставникам – Милию Алексеевичу Балакиреву, Н.А. Римскому-Корсакову и особенно А.П. Бородину, с которым его сближали тяготение к эпическим, монументальным русским образам, к уравновешенной стройной форме. В дальнейшем музыкальный стиль А.К. Глазунова несколько изменился под воздействием искусства П.И. Чайковского, оперного творчества Рихарда Вагнера и программного симфонизма Ференца Листа. В целом же музыка А.К. Глазунова (почти все основные его произведения созданы до 1905–1906 гг.) являет собой, с одной стороны, вершину поздней русской классики (в том числе по исключительному техническому мастерству), с другой – в наибольшей мере воплощает дух той эпохи, которую образует царствование Александра III. Воспитанный в приверженной традициям русской семье, человек религиозный, А.К. Глазунов не обращался к церковнопевческим жанрам до последних лет жизни, хотя в некоторых темах его симфонических произведений исследователи слышат отголоски православных песнопений. Только в 1935 г., находясь в Париже, А.К. Глазунов сделал по просьбе хора Сергиевского подворья переложения светильна Пасхи «Плотию уснув» третьего гласа греческого распева и стихир Пасхи знаменных (исследователи полагают, что эти произведения являются последней работой композитора).

 



 
PR-CY.ru