ГИППИУС Зинаида Николаевна

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869–1945 гг.) – поэтесса, прозаик, литературный критик и публицист. Родилась в семье судебного чиновника, предки по отцовской линии – выходцы из Германии, переселившиеся в Россию в XVI в. Слабое здоровье З.Н. Гиппиус помешало ей получить систематическое образование (в 1877–1878 гг. несколько месяцев училась в Киевском женском институте, в 1882 г. – в гимназии Софьи Николаевны Фишер в Москве). После смерти отца переехала с семьёй в Тифлис, в 1889 г. вышла замуж за Дмитрия Сергеевича Мережковского, союз с которым предопределил литературную судьбу З.Н. Гиппиус (их творческий и жизненный путь исследователи рассматривают как некоторое единство). В Санкт-Петербурге на квартире Мережковских возник литературный салон, существовавший до 1917 г. Особую известность салон З.Н. Гиппиус приобрёл в 1900 гг., когда здесь велись беседы на темы «церковь и культура», «язычество и христианство» и др. Первые два опубликованных стихотворения З.Н. Гиппиус созданы под заметным влиянием Семёна Яковлевича Надсона («Северный вестник» 1888 г. № 12.). Две книги «Собрания стихов» (М., 1904 и 1910 гг.) объединили почти всё написанное З.Н. Гиппиус до революции. Проза была для неё, в первую очередь, формой проповеди религиозных и общественных идей, тесно связанной с публицистикой. Её рассказы выходили в сборниках «Новые люди» (СПб., 1896 г.), «Зеркала» (СПб., 1898 г.), «Третья книга рассказов» (М., 1902 г.), «Алый меч» (СПб., 1906 г.), «Чёрное по белому» (СПб., 1908 г.) и «Лунные муравьи» (М., 1912 г.). З.Н. Гиппиус – автор романов «Чёртова кукла» (М., 1911 г.) и «Роман-царевич» (М., 1913 г.), пьес «Маков цвет» (СПб., 1908 г.) и «Зелёное кольцо» (Петроград, 1916 г., в соавторстве с Д.С. Мережковским и Дмитрием Владимировичем Философовым). Она выступала со статьями о современной литературе (чаще всего под псевдонимом Антон Крайний). В 1899–1901 гг. сотрудничала в журнале «Мир искусства», в 1906–1908 гг. печатала рецензии в символистских журналах «Новый путь» и «Весы», в 1910–1914 гг. публиковала статьи в журнале «Русская мысль» и других изданиях. Определяющее значение для творчества З.Н. Гиппиус в 1890 гг. имело сближение с кругом литераторов журнала «Северный вестник», «старших символистов», или декадентов: критиком Акимом Львовичем Волынским (Хаимом Лейбовичем Флексером), поэтами Николаем Максимовичем Минским и Фёдором Кузьмичом Сологубом (Ф.К. Тетерниковым).

 



 
PR-CY.ru