ГИНКМАР - Страница 3

Лжеисидоровы декреталии, как предположил В.Ф. Вассершлебен, были составлены сторонниками Эбона (в документах большое внимание уделялось усложнению процесса обвинения епископов и ограничению власти архиепископа), но умело использованы Гинкмаром и обращены против низложенного архиепископа и его ставленников. По другой версии, Гинкмар сам содействовал распространению декреталий в Западнофранкском королевстве, сославшись на них в трактате 852 г. и подтвердив некоторые их положения на Соборе в Кьерзи (857 г.). В 866 г. недовольство папы вызвали действия Гинкмара против назначенного Эбоном епископа Вульфада Буржского, пользовавшегося влиянием при дворе. В 868 г. спор о полномочиях архиепископа и положениях Лжеисидоровых декреталий возник между Гинкмаром и его племянником Гинкмаром, епископом Ланским. В 869 г. Гинкмар поддержал попытку Карла II Лысого захватить Лотарингию, однако впоследствии неоднократно выступал против его имперской политики и Итальянских походов (875, 877 гг.). В 876 г. возражал против создания папского викариатства для Галлии и Германии, во главе которого был поставлен Ансегиз Сансский, видя в этом угрозу своему положению примаса Галлии. После смерти Карла II Лысого (877 г.) Гинкмар стал фактически регентом Западнофранкского королевства, содействовал переходу короны к Людовику II Заике (877–879 гг.), провёл его коронацию. В 879 г. вмешался в борьбу за трон между сыновьями Людовика – Людовиком III (879–882 гг.) и Карломаном (882–884 гг.). После вторжения норманнов Гинкмар был вынужден бежать из Реймса в Эперне, где скончался. Как богослов он стал известен критикой учения о предопределении бенедиктинского монаха Готшалька из Орбе, согласно которому в отношении судеб людей имеет место двойное предопределение (gemina praedestinatio) Божье: одних – к благодати и спасению, других – ко греху и к «справедливому осуждению», т.е. к погибели (ad peccatum et ad peritum). Согласно этой доктрине, спасение не зависит от благодатной деятельности церкви. После осуждения в 848 г. по инициативе Рабана Мавра на Соборе в Майнце Готшальк был вторично осуждён в 849 г. на Соборе в Кьерзи уже по инициативе Гинкмара, в чьей епархии находился Орбе и к которому Рабан обратился со специальным посланием. Подвергнутый в Кьерзи бичеванию, Готшальк был заключён в аббатство Овиллер близ Реймса, находясь в котором продолжал отстаивать свою точку зрения и создавать новые сочинения. Он предлагал Гинкмару разрешить спор о предопределении судом Божьим, т.е. испытанием четырьмя кипящими котлами и хождением по раскалённой плите, а также пророчествовал, что через три с половиной года архиепископ умрёт, и на его место будет избран сам Готшальк. В 863 г. Гинкмар не подчинился приказанию папы Николая I отпустить Готшалька на папский суд в Рим. По вопросу о предопределении Гинкмар написал трактат «De praedestinatione Dei et libero arbitrio» («О предопределении Божьем и свободном произволении», 859/860 г.), впоследствии дополненный сочинениями «Epistola ad Carolum regem, priori contra praedestinatianos dissertationi (deperditae) praefixa» («Послание к королю Карлу, прибавленное к прежнему (утраченному) рассуждению против предопределителей», 856 г.), «De praedestinatione Dei et libero arbitrio posterior dissertatio adversus Gothescalcum et caeteros praedestinatianos» («Второе рассуждение о предопределении Божьем и свободном произволении против Готшалька и прочих предопределителей», 859/860 г.), а также обращением «Ad reclusos et simplices» («К затворникам и простецам», 849/850 г.).

 



 
PR-CY.ru